Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Медный всадник

Емельян Евстафиевич Хайлов. Выбор Фальконе

15.11.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Разочаровавшись в приезжих литейных мастерах, расставшись с ними, Фальконе укрепился в мысли о самостоятельном руководстве литейными работами. Очевидно не раз, находясь у огромной глиняной модели, скульптор примерялся к будущему литью, не раз его посещали сомнения, а может быть и страх перед столь ответственным предприятием. Наконец, настал такой момент, когда он почувствовал себя уверенным и окончательно решился лично руководить отливкой.

Он останавливается на литейщике Емельяне Евстафиевиче Хайлове, который покорил его своим мастерством, опытом и отношением к делу. Все отлитые Хайловым приспособления для перевозки Гром-камня оказались высокого качества и выдержали сложные испытания. Кроме того, Хайлов имел славу мастера высокого класса и пользовался большим авторитетом в Арсенале. Последним испытанием для него стала отливка статуи Купидона, которую он, очевидно, исполнил весной 1774 года вместе с Фальконе. Полная удача этой работы окончательно убедила скульптора в том, что Хайлов и есть тот самый надежный человек, на которого вполне можно положиться. Как известно, впоследствии эта уверенность полностью подтвердилась.

Правда, летом 1774 года в письме к Екатерине художник, поясняя ей особенности будущих литейных работ, на первый план выдвигает усилия скульптора и формовщика, им он отводит ведущую роль в процессе отливки. Это, однако, было вызвано скорей всего стремлением сгладить неблагоприятное впечатление, произведенное его отказом от всех рекомендованных ему иностранных мастеров, о чем Бецкой, несомненно, сообщал Екатерине.

Вот что говорится в этом любопытном письме:
«Статуя Купидона удалась отлично: теперь могу сказать Вашему величеству, что я думаю об отливке конной статуи. Вот ход подобных работ.
Когда скульптор окончит модель, то формовщик делает из нее гипсовую форму, потом углубления формы заливаются воском. Скульптор с искусным слесарем устанавливает арматуру для бронзы. Формовщик на эту арматуру устанавливает гипсовую форму, наливает ее сполна воском, сбрасывает гипс, и тогда статуя является восковой. Скульптор подправляет ее, утверждает трубки вместе с формовщиком и литейщиком. После этой операции формовщик изготовляет форму, в которую должна течь бронза, до сих пор литейщику весьма мало дела, потому что скульптор и формовщик постоянно участвуют в этих приготовлениях, хотя литейщик призывается при вливании воска.
В чем же работа литейщика? В постройке печи и ямы, в том, чтобы двадцать или тридцать дней обжигать вторую форму формовщика, в том, чтобы приготовить бронзу и влить ее в форму. Тогда все им исполнено. Эти операции, однако, известны скульптору, и, предполагая в нем достаточно опытности относительно степени жара и расплавления, можно бы взять на два, на три дня артиллерийского литейщика, как я взял его вчера на шесть часов для отливки Купидона. Для постройки печи у меня будут парижские планы и рисунки...

Согласно с этим осмеливаюсь просить у Вашего величества позволения предпринять отливку моего труда. Мой формовщик исполнит приготовления, у него на то хватит сметки.
Если ваятели обыкновенно не отливают своих статуй то это потому, что они смотрят на отливку как на занятие, несовместное с изучением своего искусства.

...Следовало бы в таком случае уговориться относительно формовщика, сделавшегося литейщиком. Его жалованье в 4000 л(ивров] можно бы повысить до 10 000 л[ивров]. Сумма, представляющаяся мне соответствующей двойному труду формовщика и литейщика, возложенным на одного человека. Разумеется, прибавка началась бы после окончания формовки гипса, т. е. при начале работы воском.
Не говорю о себе. Ваше величество достаточно меня знаете, чтобы быть уверенною, что я не хочу ничего именуемого деньгами. Какие же будут мои притязания, если дело удастся? Я позволю себе домогаться награды, которую ставлю превыше золота, продолжание милостивого расположения Вашего величества, которое для меня всегда будет крайне драгоценно, где бы я ни находился.
Если, всемилостивейшая государыня, Вам угодно принять это выражение моего усердия и других чувств моих, то я скажу г. Бецкому, что я намерен взяться за великое дело отливки: он Вам о том доложит и формальности будут исполнены».

Трудно судить о том, насколько постигла Екатерина тонкости технологического процесса предстоящих литейных работ и убедил ли ее популярный рассказ Фальконе. В ту пору она еще была к художнику «благосклонна», «милостиво расположена» и раздражение Бецкого против скульптора еще ей не передалось. Екатерина дала свое согласие, и Фальконе окунулся в море новых забот. Он столкнулся с новыми трудностями, которые оказались в полном противоречии с идиллической картиной литейных работ, нарисованной им в письме к императрице. Летом 1774 года он решительно приступает к подготовке литья, несмотря на то, что еще не встречает необходимой поддержки у Бецкого.

А. Каганович

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх