Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

История Имперского Петербурга

История рек и каналов Санкт-Петербурга

13.07.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Путешествие по Петербургу мы начали с Большой Невы, а заканчиваем рукавами невской дельты и каналами. С течением времени некоторые каналы и даже реки в нашем городе полностью или частично заключили в трубы, некоторые — засыпали. И тем не менее о Петербурге и сегодня следует говорить как о городе, стоящем на воде.



Петербург - город островов, рек и каналов

Поднимитесь на Исаакиевский собор, башню Адмиралтейства, шпиль Петропавловской крепости, на крышу высокого дома. Взгляните вниз — вся территория города изрезана невской дельтой, а Финский залив совсем близко. Пройдитесь ранним весенним утром по набережным каналов или рек, только очень рано и в ясную погоду, пока в воздух не начали вторгаться выхлопные газы вездесущих автомобилей. Выберите место ближе к заливу, и вы ощутите его запах. По городу струятся воздушные потоки, насыщенные соприкосновением с морскими просторами, запахами солоноватой воды и водорослей. Петербург — морской город, город водной глади и островов, кораблестроительных верфей и портовых причалов.



Набережные рек и каналов Петербурга

Каналы и реки отличаются от Большой Невы и её главных притоков не только шириной и глубиной, но и крутизной частых изгибов, разнообразием набережных, панорамами совсем иного характера, видами неожиданными, открывающимися благодаря поворотам. Если невские набережные главным образом торжественно-парадные, величественные, на них стоят дворцы и государственные учреждения, то берега каналов и рек пестрят доходными домами, складами, банями, промышленными предприятиями, казармами, рынками, тюрьмами.

Спуски к воде на набережных Петербурга

По невским протокам — проселочным водным дорогам перемещались баржи, груженные различными товарами, потребляемыми петербуржцами.

При облицовке гранитом набережные одновременно оснащались спусками к воде, причалами и пристанями. Есть спуски со ступенями и вделанными в гранитные стены кольцами для причаливания лодок. Есть спуски-пандусы, позволявшие лошадям с подводами приближаться к воде и забирать грузы, доставленные на баржах. Спуски-пандусы облегчали прачкам переход с берега на специальные плоты, приспособленные для стирки белья.

Пристани на Неве

Пристани строились только на Неве. До сих пор сохранились тысячи кованых колец со штырями, прочно укрепленными в гранитных стенах набережных. К ним привязывали лодки и маленькие суденышки рыбаки и перевозчики, жившие поблизости. Они попадали на свои лодки или с них на берег при помощи приставных лестниц. С каким вкусом, любовью и целесообразностью сделаны все эти причалы, спуски и пристани, оживляющие монотонные стены гранитных набережных!
Редко можно встретить две из них одинаковые.

Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх