Крейсер Аврора Крейсер «Аврора» 22.06.2009 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 1 комментарий
Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., крейсер «Аврора»
«Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота, известный своей ролью в Великой Октябрьской социалистической революции, был построен по кораблестроительное программе 1895 г. Ирония истории — возвестивший революцию крейсер, торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго, в присутствии двух императриц и многочисленных членов Императорской фамилии. Тип и функциональное предназначение крейсера «Аврора»Функционально этот тип крейсеров предназначался для выполнения роли разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Однако, вследствие недостаточной для крейсера дальности плавания, невысокой скорости, сравнительно слабого вооружения и брони, с 1908 г. Был призван выполнять функции учебного крейсера. История крейсера «Аврора»18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй. Русско-японская война 1904—1905 гг.17 апреля 1904 г. корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана. 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны. Участие крейсера «Аврора» в Цусимском сраженииВ начале дневного боя 14 мая крейсер следовал вторым за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывая колонну транспортов с востока. В составе своего отряда вместе с разведывательным отрядом вступил в бой с 3-м и 4-м японскими боевыми отрядами, а также с 6-м японским боевым отрядом. Около 16:00 попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьезные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом. Около 16:30 вместе с отрядом ушел под защиту нестреляющего борта русских броненосцев, но в 17:30—18:00 принял участие в последней фазе крейсерского боя. В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев — он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда. Командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам раненый. Крейсер получил 37 пробоин (из них 13 небольших вблизи от ватерлинии), но не выводивших его из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все даьлнемерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие. Ночью 14/15 мая, следуя за флагманом отряда, форсировал ход до 18 уз., в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста — «Олег» и «Аврора» — с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат — это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях. Крейсер «Аврора» и революция 1917 годаСтоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в 1917 году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции, матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию. «Аврора» была самым крупным кораблём, способным пройти невский фарватер. Революционные лидеры поставили перед экипажем задачу удерживать Николаевский мост от возможного захвата отрядами Временного правительства. По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство. Впрочем, есть сведения, что выстрел «Авроры» прозвучал задолго до штурма Зимнего дворца. Накануне восстания на крейсере побывал секретарь военного революционного комитета Антонов-Овсеенко. Согласно инструкции перед штурмом Зимнего с Петропавловской крепости должны были подать сигнал. На «Авроре» ждать сигнала устали и решили привлечь внимание, — мол, ну когда уже? — вот и дали холостой выстрел. После октябрьской революции «Аврора» стал единственным кораблём царского флота, которому оставили родное имя. В двадцать третьем году крейсер вновь стал учебным. Крейсер «Аврора» в годы Великой отечественной войныВ годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провёл в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых же дней блокады города он огнём своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации. Зимой «Аврора» продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. После полученных им 30 сентября 1941 года повреждений от попадания артиллерийских снарядов был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия с него были выгружены, но до самого конца войны «Аврора» не спускала Военно-морской флаг СССР. Крейсер «Аврора» после Великой Отечественной войныЕщё до окончания войны в 1944 году было приято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Революции 1917 года. «Аврора» была поднята в 1944 году и в 1945–1947 годах прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ, однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», одетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны. В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников Нахимовского училища, против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года. Будущие офицеры Военно-Морского Флота получали на «Авроре» первичные морские навыки: они участвовали в судовых работах, несли службу корабельных нарядов. Мемориальный корабль крейсер «Аврора»При советской власти крейсер «Аврора» стал учебным и почитался как один из символов революции. Во время ремонта, в 1945–46 гг. крейсер участвовал в съемках кинофильма «Крейсер Варяг», играя роль «Варяга». Музей на крейсере «Аврора»Для простых посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остаётся до настоящего дня) и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов, так что сам крейсер и музей на крейсере — разные, хотя и дружественные, организации. Текущие ремонты корабля производились в 1957–1958 и 1966–1968 годах. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции. Ремонт и реставрация крейсера «Аврора»В конце 1980-х гг. корпус корабля стал остро нуждаться в капитальном ремонте. В 1984–1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. В результате ремонта крейсера: Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса). Практически все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном Военно-Морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост. Крейсер «Аврора» сегодняПосле ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 г. была возвращена на место своей стоянки — у Нахимовского ВМУ. В настоящее время на корабле помимо научных сотрудников служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матроса. Адрес и режим работы музея крейсер «Аврора». Экскурсии по крейсеру «Аврора»Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., крейсер «Аврора»; тел. 230–8440 Посмотреть крейсер «Аврора» на карте Санкт-Петербурга
Рейтинг материала:
(1 vote) Tweet |
XVIII век
А. Брюллов
А. Воронихин
А. Захаров
А. Квасов
А. Менелас
А. Парланд
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
Александро-Невская лавра
Александровская колонна
Александровский парк Царского Села
Английская набережная
Аничков дворец
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
Баболовский парк
барокко
бастионы Петропавловской крепости
Большая Звезда Павловска
Большой дворец Павловска
Большой каскад Петергофа
Большой Морской канал Петергофа
Большой Петергофский дворец
буддизм
В. Баженов
В. Бренна
В. Демут-Малиновский
В. Стасов
Васильевский остров
Верхний парк Петергофа
вокзалы Петербурга
Г. Маттарнови
готика
Гром-камень
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
дацан
Дворцовая площадь
дворцовые интерьеры
дворцы
дворцы Петергофа
долина реки Славянки
Екатерининский парк Царского Села
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Ж.-Б. Леблон
живопись Эрмитажа
загородные царские резиденции
залы Эрмитажа
Зимний дворец
знаменитые дома Петербурга
И. Браунштейн
И. Коробов
И. Мартос
И. Старов
интерьер Петропавловского собора
Исаакиевский собор
история Павловска
история строительства Исаакиевского собора
К. Росси
Каменноостровский проспект
Каменный остров
китайские места в Петербурге
классицизм
Колонистский парк Петергофа
костел
крепостные сооружения Петропавловской крепости
крепость Бип
Кронверк
культовые сооружения
Л. Шарлемань
Летний сад
Лиговский проспект
Литейный проспект
М. Земцов
Мариенталь
Медный всадник
мемориальные сооружения Павловска
Михайловский замок
модерн
Мойка
Монплезир
монументальные сооружения
мосты
мосты Павловска
мосты Царского Села
Н. Бенуа
Н. Микетти
набережная Карповки
набережная Лейтенанта Шмидта
Невский проспект
необычные дома
необычные музеи
необычные памятники
Нижний парк Петергофа
новая Сильвия
О. Монферран
общественные здания
основание Петропавловской крепости
острова
отделка и интерьеры Исаакиевского собора
открытие Медного всадника
отливка Медного всадника
П. Висконти
П. Гонзаго
П. Клодт
павильоны Царского Села
Павловск
Павловский парк
памятники
парк Александрия
парки
парковые сооружения Павловска
Паульлюст
Петергоф
Петроградская
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
Петропавловский собор
Пиль-башня
постройки Петропавловской крепости
призраки и привидения Петербурга
Пушкин
Распутин
росписи Исаакиевского собора
Русский музей
русский стиль
С. Бржозовский
С. Чевакинский
Садовая улица
Секретный дом
Спас-на-Крови
строительство Исаакиевского собора
сфинксы
Тома де Томон
топ достопримечательностей Петербурга
тюрьма Петропавловской крепости
узники Петропавловской крепости
улица Рубинштейна
фонтан Самсон
Фонтанка
фонтаны
фонтаны Петергофа
храмы Санкт-Петербурга
Царское село
центр Петербурга
Ч. Камерон
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|
Комментарии
11 октября 2008 года станция метро «Горьковская» закрылась на капитальный ремонт. Если официальный сайт метрополитена не обманывает, на 14 месяцев, т. е. до ноября 2009 года.
Можно воспользоваться ближайшими станциями метрополитена: ст. Спортивная, ст. Петроградская, ст. Чкаловская, ст. Пл. Ленина.