Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Мифы и легенды Петербурга

Магическое воздействие египетских сфинксов

15.05.2015 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Загадочный Сфинкс Древнего Египта всегда будоражил человеческое воображение. Ему приписывали магическое воздействие на человека, в нём отыскивали что-то таинственное и зловещее.

По мифологии сфинкс является свирепым и кровожадным чудовищем, странным и очень загадочным существом, предвестником рока и божественной кары.

Когда люди переставали чтить богов и ставили себя наравне с ними, когда чересчур перехлёстывала их гордыня, на них тогда напускали ужасных Сфинксов. Считается, что если сфинкс заговорит и поведает о всех своих тайнах, то на Земле закончится жизнь.

Сфинксы есть не в одном лишь далёком Египте, но и в более близком для россиян Санкт-Петербурге. И загадок у них не меньше, чем у египетских.

Так, на рубеже 1996-1997 годов в питерских газетах было опубликовано сенсационное сообщение П. Коновроцкой, в котором говорилось, что сфинксы, находящиеся возле Академии Художеств, на людей воздействуют аномально. Якобы, в 1996 году талантливые выпускники из государственного университета подверглись «энергетической атаке» сфинксов. В пример ставились случаи, когда после прогулок к египетским исполинам, у горожан возникали душевные болезни, распадались их семьи, или дело вообще доходило до самоубийства.

Историк и специалист по Древнему Египту В. Герасимов считает, что воздействие на человека происходит так: «Жертве, обычно, неожиданно хочется совершить прогулку по набережной. На территории академии желание начинает усиливаться, человек к сфинксам почти бежит. Он видит в этот момент только лицо статуи, изредка превращающееся в морду львицы. Человек ощущает психологическое давление, которое перерастает в состояние тревоги. Когда он выходит с оцепенения, то не помнит, что с ним произошло за последние минуты, но всё равно над собой и дальше чувствует власть сфинкса».

По мнению Герасимова, за жертву полудева-полульвица выбирает людей, работающих интеллектуально – преподавателей, учёных, деятелей искусства. В большинстве случаев каменные изваяния пагубно воздействуют на людей зимой или в дождливую погоду. Их влияние может длиться несколько суток.

В. Герасимову захотелось провести эксперимент. Его суть заключалась в том, что исследователь «методом логического анализа отобрал потенциальную жертву», оставив «участника данной дьявольской игры» смотреть сфинксу в лицо, сам же наблюдал поодаль. Как только ему показалось, что человек оказался под пагубным воздействием изваяния, он вмешался и до последнего из них дотронулся. «Моё прикосновение всю игру разрушило, в этот раз заклятие не сработало. Но, после этого, я ещё долго страдал от головных болей, повышенного давления», - рассказывал историк.

После сообщений Полины Коновроцкой и экспериментов и комментариев В. Герасимова среди народа появилась неоднозначная реакция. Кто-то сфинксов начал избегать, кого-то, напротив, они притягивали – люди захотели доказать на личном примере, что всё является суевериями и мракобесием. Группа учёных из закрытого НИИ даже провела эксперименты. Один специалист решил выяснить, правда ли петербургские сфинксы оказывают психологическое воздействие на человека, которое перерастает в состояние тревоги. Два раза в день – на обеденном перерыве и после работы он приходил к сфинксам на набережной и замерял собственное функциональное состояние, применяя специальные приборы. Такие приборы портативны, в портфеле легко умещаются и предоставляют быструю информацию о психоэмоциональном человеческом напряжении. Специалист несколько раз приезжал к изваяниям в ненастную погоду, в дождь, и дни, когда набережная практически без присутствия людей.

В лаборатории для сравнения он каждый день определял в состоянии покоя собственный уровень реактивной тревожности, используя тест Ч. Спилбиргера, замерял эмоциональное давление другим прибором – «Биоометр», а также функциональное состояние фиксировал карточкой-индикатором американской компании «Фьючелхерс». Затем регистрировал эти же показатели, находясь возле сфинксов.

В результате, исследователь сравнил все данные показания, а потом в лаборатории, основываясь на показателях полученных объективных результатов, пришёл к выводу, что какого-либо психоэмоционального напряжения, и уж точно тревоги, рядом с мифическими созданиями он не испытывал. Подобные исследования провели ещё двое коллег, и получили тот же результат.

Но жители Северной столицы продолжали рассказывать о сфинксах разные ужасы, и приводили доводы отрицательного их воздействия на людей. Опыты сотрудников закрытого НИИ совершенно не произвели на них какого-либо впечатления. Горожане и журналисты говорили, что исследователям, скорей всего, нужно было убрать появившуюся панику». Вероятно, жители города и правы. Возможно также и то, что на сотрудников НИИ конкретно изваяния в действительности никак не влияли – ведь писала же Коновроцкая об их избирательном воздействии. И это не объясняется тем, что сфинксы захотели извести интеллектуальную элиту России, как съязвил один из журналистов. По всей видимости, дело здесь в том, что люди, занимающиеся искусством, эмоциональней и впечатлительней, у них более тонкая душевная организация.

Тогда ещё одна группа независимых исследователей, изучающая аномальные явления, решила провести собственное исследование. Сначала они стали изучать историю появления египетских сфинксов в Петербурге. Выяснилось, что они действительно египетские, а не имитация, чтобы угодить моде. Появились они в Северной столице в 1832 году. Их привезли из Египта, а купили в 1832 году случайно, когда А. Муравьёв совершал паломничество по Святым местам. Муравьеву, находившемуся в Константинополе, не удалось дождаться корабля, плывущего в Сирию. Он совершенно неожиданно изменил планы, и отправился на попутном судне в Египет, куда до этого не собирался. В Александрии Муравьёв то и увидел сфинксов. Которые были выставлены на продажу. Их нашёл в один из прекрасных солнечных дней 1828 года египтолог Янис Атоназис на раскопках в Фивах.

Муравьёв подумал, что сфинксы России бы сильно пригодились. Он долго не раздумывал, и написал прошение русскому послу в Константинополе Рибопьеру, предложив ему возможность приобретения изваяний с российским государем Николаем I. К письму же также приложил рисунок сфинксов. Посла тоже заинтересовала покупка, и он переслал письмо императору. Тот крепко задумался, ведь сфинксы стоили дорого, а практической пользы от этого не было. Поэтому Николай решил посоветоваться с работниками из Академии художеств, и направил туда соответствующее письмо. В результате, царь всё-таки дал согласие.

Так сфинксы попали в Санкт-Петербург и заняли место на набережной возле Академии художеств, хотя сначала на том месте собирались поставить бронзовые фигуры лошадей, украшающих сегодня Аничков мост.

В Египте сфинксы, привезенные в Петербург для украшения, три с половиной тысячи лет назад сторожили храм Фараона Аменофиса (Аменхотепа) III, и, по сути, были надгробиями. Есть легенда, гласящая, что тот, кто потревожит покой египетских чудовищ, непременно погибнет, а его семью и близких ждёт страшная кара. Это проклятие становится сильнее, если сфинкса оторвали с родной земли, и он попал в руки чужеземцев.

И, если немного «повоображать», то можно увидеть, как ужасное знамение стало реальностью. По одной версии, Николай I, во время царствования которого в Санкт-Петербурге установили сфинксов, покончил жизнь самоубийством – застрелился. Александра II в 1881 году зверски убили народовольцы. Первенцы Александра II и Александра III умирали. Николая II и его семью расстреляли большевики.

Интересен тот факт, что за чёрное своё дело сфинксы взялись ещё, когда добирались в город на Неве. Кстати, они добирались туда целый год. Отправлять в ролссию их собирались на корабле «Буэна Сперанца» («Добрая надежда»), однако, хотя судно носило доброе и наивное название, всё равно случились неприятности. Во время погрузки на корабль несколько тросов, что удерживали одно из изваяний, порвались, статуя упала и повредила борт и мачту. При этом, сфинкс практически не пострадал, отделавшись лишь сильным шрамом на своём лице, который вы увидите и сегодня.

Но это ещё абсолютно не всё. Археолог Янис Атоназис, который обнаружил сфинксов, погиб при загадочных обстоятельствах. Трагическая судьба постигла и Андрея Муравьёва, что организовал перевоз скульптур в Россию – погибли его близкие родственники. Говорили, будто на протяжении двух лет скончались капитан и экипаж судна «Добрая Надежда», переправлявший сфинксов.

Проклятием сфинксов даже посчитали разгон революционной демонстрации в 1889 году, проходившей на Университетской набережной, ведь данной операцией руководил офицер жандармерии с фамилией Пирамидов.

Жители Санкт-Петербурга уже давно заметили, что выражение лица египетских изваяний в течение дня меняется. С утра и до середины дня оно безмятежное и спокойное, потом же превращается в зловещее и угрожающее. Некоторые петербуржцы, желая увидеть смену настроения, к сфинксам наведываются перед заходом солнца. Но горожане уверены, даже предупреждают гостей Санкт-Петербурга, что если слабая нервная система, то лучше избегать этого, а то может помутиться рассудок.

Так чем же объяснить причину этого «нехорошего поведения» сфинксов? Эзотерики и мистики объясняют, что фараон Аменхотеп III, облик которого отражают скульптуры, сильно увлекался магией. (Фиванские подземелья, где он их проводил, и сейчас манят авантюристов. Бедолаги или погибают, или пропадают без вести). Этим увлечением Аменхотеп вызвал недовольство среди жрецов, призванием которых было охранять законы истины и Гармонии. Когда фараон умер, имя его прокляли на века. Однако он после себя оставил потомкам опасное послание, распорядившись высечь на постаменте собственных изображений-сфинксов иероглифы. Данные иероглифы являются заклинанием, способным создать в мире хаос, если его прочитать в конкретные дни. На русский язык текст переводится так: «Я тот, кто сможет закрыть путь Свету, и открыть путь Тьме. С исходом ста тысяч лун нарушится покой владык молчания и разрушатся предначертания Богов. Откроют глаза и выйдут наружу те, кого видел Я, и наступит царство Тьмы. Да будет так!».

Через века, как раз те самые сфинксы и попали в Северную столицу. Сфинксы, существа-проводники к миру мёртвых. Ещё и с такой многозначительной надписью.

Конечно, весьма незначительна вероятность того, что среди прохожих окажутся люди, знающие, как звучит эта зловещая фраза на древнеегипетском языке. Язык этом мёртв, и правильное произношение его слов нам неизвестно. Но ведь никто не говорит, что человека, который обладает этим сакральным знанием, вообще не существует.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх