Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Личности в истории Петербурга

Мунц Оскар Рудольфович

12.10.2011 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Мунц Оскар Рудольфович (1871—1942). Крупный архитектор, теоретик и архитектурный критик, общественный деятель, профессор Академии художеств, преподаватель ряда высших учебных заведений. Окончил Академию художеств (1896). В 1896—1900 гг. изучал памятники зодчества и современную архитектуру за рубежом, работал в Париже. С 1901 г.— в Петербурге, работал помощником Л. Н. Бенуа, А. И. Гогена, и И. С. Китнера. В самостоятельном творчестве весьма своеобразно и мастерски применял мотивы модерна и неоклассицизма, особенное внимание уделяя внутренней отделке жилых и общественных зданий; он был подлинным художником интерьера. Большое значение придавал архитектор достижению единства эстетического и функционального, выразительности конструкций.

Для историков архитектуры чрезвычайно интересен конкурсный проект реконструкции Николаевского (ныне Московского) вокзала, выполненный в 1907 г. совместно с архитектором С. В. Беляевым, где железобетонная оболочка трактовалась как главный элемент фасада и одновременно интерьера главного зала. Рациональная планировка и выразительное решение интерьеров отличают и дом В. Я. Завадовского в Финляндии (1906—1907). В 1905—1907 гг. Мунц совместно с военным инженером Н. В. Смирновым построил превосходное по пропорциям, тонко прорисованное в массах и деталях здание Первого общественного (Екатерининского) собрания, украшающее набережную канала Грибоедова,— дом № 90. Наибольший интерес представляют здесь интерьеры, выполненные при участии архитектора Е. Н. Фелейзена, с искусным применением мотивов модерна. По проектам Мунца были выполнены также люстры, камин и мебель. В ряде интерьеров Мунц успешно применил мотивы классицизма и рококо. Декоративные мотивы классицизма архитектор использовал также в новом интерьере зала Первого кадетского корпуса (Съездовская линия, 1—5; 1907).

Интересной страницей творческой биографин Мунца являются его мемориальные произведения — металлическая часовня-навес над захоронением Леляновых на Смоленском кладбище (1907; не сохранилась) и надгробный памятник архитектору В. А. Шрейберу на Волковском лютеранском кладбище (1901—1902). В 1900—1910-х гг. Мунц совместно С. В. Беляевым работал над проектами доходных домов, театра и др. В 1910-х гг. зодчий отходит от модерна, начиная уделять большее внимание зодчеству Византии и Древней Руси; появляются его программные статьи.

В 1912—1913 гг. по проекту Мунца был построен доходный дом В. Я. Завадовского (Нарвский пр., 24) — важный элемент ансамбля Нарвской площади, строгое, с акцентированным углом здание выразительного силуэта. О широте диапазона мастера свидетельствуют производственные корпуса Товарищества производства обуви «Скороход» (Московский пр., 109—111). Весьма интересна и реконструкция особняка Р. С. Гинцбург (Миллионная ул., 14) — с перестройкой старого корпуса, возведением дворовых флигелей и отделкой интерьеров в неоклассическом стиле (сохранились частично). Главный фасад Мунц решил в формах необарокко с сохранением элементов старого дома. Остался нереализованным его конкурсный проект комплекса общественных зданий на территории Тучкова буяна (П. С, Большой пр., 1а), где автор проявил свойственное эпохе тяготение к решению градостроительных задач.
В 1910-х гг. он проектировал также для Москвы (почтамт), Харькова, Подольской губернии, Екатеринбурга, сочетая проектную работу с теоретической и преподавательской, участвуя в конкурсах, в деятельности архитектурных обществ и различных творческих объединений, В 1919— 1928 гг. под руководством Мунца была спроектирована и построена Волховская гидроэлектростанция, первая из намеченных по плану ГОЭЛРО. Это, несомненно, одни ив выдающихся памятников отечественной промышленной архитектуры, передовой инженерной мысли. В эти годы и позднее Мунц особое внимание уделяет эстетическому освоению строительных материалов и конструкций, проектирует для Хибиногорска и Харькова, строит школы и жилые дома в Ленинграде, преподает, руководит мастерской в Ленпроекте.
Скончался зодчий в блокадном Ленинграде, в стенах Академии художеств.

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх