П. П. Свиньин. «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» П. П. Свиньин. Церковь Божией Матери всех скорбящих радости - Часть 3 16.11.2012 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
В 1711 году сей чудотворный образ перенесен из Москвы по желанию царевны Натальи Алексеевны и поставлен в домовую се церковь Воскресения Христова, бывшую на том самом месте, где ныне сооружен храм сей и освящен во имя Божией Матери всех скорбящих радости. Предание говорит, что Петр Великий воздвигнул храм сей в благодарность Всевышнему за мир, заключенный им с Портою при Пруте, где он спасен был с армиею единственно благим промыслом от неминуемой опасности своей. Заметим при сем, что большая часть церквей в С-Петербурге суть памятники важнейших происшествий, случившихся в Российской истории XVIII столетия, суть свидетельства признательности российских монархов к Богу, поборовшему по них и благословляющему все добрые их подвиги. В алтаре замечательна серебряная позлащенная дарохранительница. Она подарена императрицею Елисаветою Петровною и имеет весу 29 фунтов 80 золотников. Небольшой кабинет, который занимался до последнего возобновления храма ризницею, служил первоначально кабинетом Петру Великому, в коем занимался чертежами сей неутомимый монарх во время частых посещений любимейшей сестры своей. www.ilovepetersburg.ru В последствии времени подле церкви построен был особенный большой дворец для царевны. Здание сие представлено здесь на картинке и занимается ныне гоф-интендантскою конторою; но оно также не в первоначальном его виде, а перестроено по плану архитектора Фельтерна. Церковь Воскресения Христова с самого начала состояла в ведении дворцовой канцелярии, откуда священнослужители ее, яко придворные и бесприходные, получали и жалованье, но с 18 февраля 1802 года перешла она в епаршее ведомство. Нет сомнения, что ризница здешняя была богата многими достопамятностями, полученными от руки щедрого Петра и его царской фамилии: это можно заключить из того, что в 1735 году взяты отсюда в придворную церковь золотые сосуды по повелению императрицы Анны Иоанновны, и вскоре потом складной образ Божией Матери с мощами, который оставался в церкви после кончины царевны Марии Алексеевны. К числу любопытных вещей, здесь находившихся, можно также отнести колокол, подаренный императрицею Анною. Это была модель известного большого Московского колокола в 12 000 пуд и отлита вместе с оным в 12 пуд; на ней изображены были все надписи, украшения, портреты, точно так, как находились они на большом колоколе. Весьма замечательно, что когда сей последний от бывшего в Москве пожара в 1735 году разбился, то и модель его, как по некоей симпатии, почти в то же время подверглась здесь той же участи, а потом и вовсе растопилась во время пожара, случившегося в гоф-интендантской конторе. К достопамятности сего храма принадлежит, конечно, и то, что при нем устроены были первые в С-Петербурге богоугодные заведения: богадельня, в которой благотворительная Наталья Алексеевна призирала престарелых убогих женщин, я больница для бедных. Петр Великий, сверх сих заведений положил здесь первое основание и воспитательному дому: приказав богадельным женщинам воспитывать сирот, а паче подкидышей, для чего с улицы и сделан был особый чулан, в который тайне приносили нещастнорожденных. Рейтинг материала:
Tweet |
А. Бетанкур
А. Брюллов
А. Захаров
А. Квасов
А. Ринальди
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
ансамбль центральных площадей
архитекторы Петербурга
Биржа
В. Бренна
В. Ф. Бренна
Васильевский остров
вельможи
Г.-И. Маттарнови
государственные деятели России
Д. Трезини
Дворцовая площадь
Екатерина II
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Зимний дворец
К. Росси
К. Тон
Коломна
Л. Шарлемань
Летний сад
Литейная часть
мосты
набережные
Невский проспект
неосуществленные проекты мостов
Николай I
О. Монферран
основание Петербурга
панорама Петербурга
Петр I Великий
Петроградская
Петроградская сторона
Российские императоры и императрицы
С. Чевакинский
Смольный и Пески
Тома де Томон
утраченные дворцы
утраченные дома и особняки
утраченные жилые дома
утраченные мосты
утраченные общественные здания
утраченные святыни
Ф.-Б. Растрелли
художники Санкт-Петербурга
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|