Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Исаакиевский собор

Пилонная живопись и росписи аттика Исаакиевского собора

14.09.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Росписи аттика выполнены художниками П. В. Васиным, Н. М. Алексеевым, Ф. С. Завьяловым, П. М. Шамшиным и другими.
По решению Синода в соборе нарушена традиционная схема размещения картин, изображающих события так называемой страстной недели и главных церковных праздников. С XVI века на Руси их было принято размещать в третьем ярусе иконостаса. В Исаакиевском соборе они размещены в нишах пилонов. Это позволилило значительно приблизить картины к посетителям и yсилить их эмоциональное воздействие.

Пилонная живопись состоит из цикла станковых произведений и как бы вводит нас в живой, чувственно понимаемый мир. В чертах лица, в пластике тела, в одежде выявляются особенности характера, темперамента психологии, а внешний облик, жесты, выражение глаз определяют настроение изображенных персонажей. Подчеркивая и усиливая характерные черты, художник добивается показа духовного мира человека.

Весь цикл станковых картин, состоящий из 22 работ поручили создать Т. А. Неффу, К. А. Штейбену, Ч. Муссини.
Т. А. Нефф пользовался широкой известностью как мастер религиозной живописи. Для Исаакиевского собора он написал семь пилонных картин. Естественно, что его произведениям свойственна идеализация образа. Типичной работой этого мастера является картина «Введение Богородицы во храм». Она изображает Марию, в сопровождении родителей поднимающуюся по ступеням храма. В композиции картины, в масштабных сопоставлениях, в расположении световых и цветовых пятен, в динамике жестов и движений, в чередовании контрастов, в соблюдении интервалов между фигурами проявляется определенный ритм. Движения персонажей создают ощущение законченности изображения. Образы решены традиционно, лишь в образе Марии чувствуется теплота и лиричность.

Художник умело передал характер освещенности. Источник света оказывает определенное влияние на всю цветовую характеристику художественного произведения. В этом полотне Неффа он как бы входит составной частью во все краски, присутствует в них.

К. А. Штейбен предпочел трагические сюжеты, сцены, полные напряженности и драматизма. Для Исаакиевского собора он написал семь картин. Типичной работой этого художника является картина «Распятие», выполненная в соответствии с академическими канонами. В центре - фигура Христа, бессильно поникшая на кресте, и призрачный желтоватый луч света освещаюший ее. Фигура Богоматери остается в тени. Художник мастерски строит композицию картины и добивается большой выразительности за счет сопоставления большого и малого, динамичного и неподвижного, яркого по цвету и сдержанного.

Ч. Муссини, известный как автор исторических композиций из жизни средневековой Италии, для Исаакиевского собора написал шесть картин. Его произведения выполненные в традициях итальянского академизма отличаются прекрасной композицией и высоким уровнем техники исполнения.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх