Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Мистические места Петербурга

Проклятие Марсова поля

20.03.2015 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

В начале XVIII столетия к западу от Летнего сада простиралось болотистое поле, которое поросло кустарниками и деревьями. В 1711-1716 годах лес был вырублен, и от реки Невы к другой реке – Мойки – прорыли Лебяжий канал, существующий и сегодня, и Красный, вдоль нынешнего западного рубежа Марсового поля. Красный канал, впоследствии, засыпали. Образовавшийся между Мойкой, Невой и данными островами прямоугольный пустынный остров стали называть Большим лугом. На нём проводились смотры войск и праздники в честь одержанных побед в Северной войне. Официальные праздники превращались в народные гулянья с травлей зверей, кулачными боями и традиционными русскими забавами. Завершались гуляния сожжением фейерверков, называвшихся тогда «потешными огнями».

marsovo_pole_01.jpg

Они и дали очередное официальное название острову – Потешное поле. Когда Пётр I умер, на трон ненадолго взошла Екатерина I. При ней поле именовалось Царицыным лугом – по имени «Золотых хором», или «Царского дома», находившегося поблизости, где архитектор росси выстроил позже в Михайловском саду павильон Пристань.

В 1740-х годах из Царицына луга пытались сделать регулярный сад. Работы выполнялись по проекту М. Земцова. Но. В результате, были только проложены дорожки, пострижены кусты и присвоено такое претенциозное название, как «Променад». На Царицыном лугу снова начали проводиться военные учения, разводы караулов, смотры гвардейских полков и парады. В 1805-м Царицын луг переименовали в честь греческого бога войны – Марса.

Как только наступали первые весенние деньки, и на поле таяли снега, десятки полков с самого утра стекались на место, продуваемое питерскими ветрами. «Вот настало лето, и теперь Манеж отдохнёт, Царицыну лугу же достанется работа», - так говорили солдаты, когда покидали казармы перед учениями.

Известные парады на марсовом поле воспевали поэты , изображали в своих картинах художники, они отразились также в городском фольклоре и художественной литературе. Сюда шли толпы народа, которым нравился воинский строй и маршевая музыка.

Как-то раз жители Северной столицы заметили, что ежедневные утренние разводы стали посещать танцовщицы из императорского театра. Появилась легенда, как однажды при разводе государь Павел увидел одну танцовщицу, рискнувшую таким образом прийти на свидание с офицером. Он, едва сдерживаясь, крикнул: «Что вам сударыня здесь надо?». «Мы пришли насладиться красотой данного военного зрелища. Ваше Величество», - ответила та. Императору ответ понравился, и он сразу приказал присылать каждый день на утренний развод из театра по несколько танцовщиц.

Но не всё так благополучно заканчивалось. Как-то раз Павел на Марсовом поле по непонятным причинам стал гневаться на Преображенский полк. Он неожиданно повелел солдатам повернуться кругом и маршировать… в Сибирь! Полк отличался беспрекословным повиновением и строгой дисциплиной, и, как гласит предание, во всём составе прошагал стройно оттуда по улицам Санкт-Петербурга. Он дошёл до Нарвской заставы и «далее направился по Сибирскому тракту». Лишь около Новгорода его догнал царский посланец и объявил императорское «прощение и позволение возвратиться в столицу».

В иной раз, когда на Марсовом поле шёл парад, один из офицеров по неосторожности забрызгал грязью Павла I. Реакция государя была мгновенной. Он рассвирепел. Офицер испугался и сбежал, и мотался весь день по городу, боясь императорского гнева. Утром он был арестован и приведен к Павлу I. Но как же удивился несчастный офицер, когда увидел идущего к нему навстречу царя с распростёртыми объятиями: «Дорогой мой, я вам так благодарен. Если вы не сбежали бы, я вас убил бы. Совершив непростительный грех перед Господом».

Говорили, что Павел на третий день своего царствования поехал на коне прокатиться по городу. Тогда, на Царицыном лугу, стояло массивное деревянное здание «Оперного дома», где давала представления итальянская труппа. Император три раза объехал театр, остановившись затем перед входом. Он крикнул военному губернатору, который его сопровождал, чтобы этого здания здесь больше не было. Спустя три часа, если верить легенде, «Оперного дома», как будто никогда и не было. Более полутысячи рабочих при фонарном свете равняли место, на котором он ещё днем стоял.

В недолгий период царствования Павла I главный парадный плац столицы украсили монументами выдающихся русских полководцев, что соответствовало его воинскому значению. В 1799-м на северной границе Поля, рядом с берегом Мойки, поставили обелиск из сердобольского гранита серого цвета, увенчанный орлом из бронзы с расправленными крыльями, в честь генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. Обелиск изготавливали по проекту зодчего В. Бренны. Совсем скоро, в 1801 году, там же установили памятник А. В. Суворову. Фигуру генераллисимуса, высотой более трёх метров, в доспехах рыцаря, с мечом и короткой шпагой, исполнил скульптор М. Козловский. Памятники на Марсовом поле простояли недолгое время. В 18818 году Карл Росси их предложил перенести. В результате, Румянцевский обелиск оказался в сквере Васильевского острова, памятник Суворову же занял своё место на вновь созданной Суворовской площади, неподалёку от южной границы прежнего места. Новая прописка оказалась более, чем удачной. Монумент навеки вписался в ансамбль Марсова поля.

Задумка Росси напомнила жителям Санкт-Петербурга о взаимоотношениях великого полководца с сильными мира сего. До этого Суворов был обращён в сторону Марсова поля, где регулярно устраивались воинские смотры, парады и учения, а теперь он уже повернулся спиной. Такое демонстративное и пренебрежительное поведение Александра Васильевича даже породило волну мифотворчества.

В Великую Отечественную войну памятник Суворову чуть не погиб. В блокадном Ленинграде, как известно, ходила суеверная примета: «Город не сдадут врагу до той поры, пока в памятники выдающихся русских полководцев Суворова, Барклая-де-Толли и Кутузова не угодит хотя бы один снаряд. Монументы, действительно, всю войну не были ничем не защищены, и даже при страшнейших артобстрелов города они оставались целыми и невредимыми. Наверное, чтобы их спрятать, не хватало сил, времени и достаточных средств. Памятник тому же Суворову, ещё, как только началась война, собирались убрать в подвал дома, находившегося по соседству. Но проём подвального окна оказался узким, и его требовалось расширить. Но сразу это сделать не представлялось возможным, а потом переносить в укрытие статую уже не позволяли силы ослабевших ленинградцев. Говорят, будто фашистский снаряд, слегка задев голову полководца на пьедестале, влетел в близстоящий дом, разорвавшись в подвале, в котором планировали спрятать памятник ещё в начале блокады.

Монумент Суворову в то время имел такое большое значение, что, если судить по фольклору, про это знали далеко за рубежами города на Неве. Известная коллекционерка фольклора Н. Криничная записала на Урале солдатскую легенду о новобранцах. По ней, их перед отправлением на фронт специально мимо нашего памятника рядом с мостом через Неву, «они ему отдавали честь».

Стоит памятник Суворову на предмостной площади, которая в народе известна, как «Площадь побед» - один из наиболее оживлённых транспортных перекрёстков Северной столицы. Но к нему почти невозможно подойти и рассмотреть вблизи. Здесь постоянно дежурят наряды полиции. Однако многие утверждают, что к памятнику всё же можно подойти. Только нужно заплатить предварительно штраф. Поэтому ещё со времён Советского союза монумент сохранил за собой такое своеобразное прозвище, как «Памятник трёх рублей».

Довольно скоро некогда зелёное поле стало пустынным и пыльным плацем, начисто вытоптанным тысячами конских копыт и армейских сапог. Пыль, которую поднимали ветра, оседала толстым слоем на деревьях Летнего и Михайловского садов, забивалась в щели окон близлежащих домов, из самого же плаца делала что-то типа пустыни с миниатюрными барханами и дюнами. Уже в середине 1800-х годов петербуржцы площадь окрестили «Петербургской Сахарой». На стадии поздней осени и ранней весны оно размокало и становилось непроходимым пространством, которое горожане именовали «Центральным петербургским болотом».

Почти весь XIX век в Северной столице был отмечен проведением ежегодных общегородских народных гуляний, а их праздничное половодье буквально захлёстывало целый город на Пасху или Масленицу. Накануне них на Марсовом поле, Адмиралтейском лугу и в иных местах с немыслимой скоростью начинали появляться волшебные пёстрые городки с американскими горами, балаганами, русскими каруселями и качелями. К слову, такое известное понятие, как «лубочное искусство» (т.е. низменное искусство, которое недостойно внимания высоколобых профессионалов) вроде бы пошло от этих временных строений балаганного типа, делавшихся в целях экономии из дешёвейшего материала – луба или липовых досок. Из-за этого в фольклоре даже остались некоторые приметы очень пренебрежительного отношения к постройкам-балаганам.

Шумные толпы обычного народа тянулись спозаранку к Марсовому полю со всех уголков города. Экипажы и кареты средней и высшей знати обгоняли пеших горожан, и спешили не опоздать на гуляния. Не посетить эти ежегодные праздники в Санкт-Петербурге считалось дурным тоном. В запасе местного фольклора имелся бесчисленный синонимический ряд с крылатыми фразами и выражениями на одинаковую тему: «Побывать на горах», «Под горами», «Побывать под балаганами», «Под качелями». На языке бытовом сие обозначало «посетить масленичные или пасхальные гуляния». Зимой эти гулянья проходили на запорошенном промерзшем невском льду у Адмиралтейства, где сооружались огромные ледовые сооружения. В просторечии они известны, как «Невские горы». Подобные горы для развлечения простого люда возникали посреди реки Невы напротив Смольного собора. Называли их «Охтинскими горами». На площади возле Казанского собора, конногвардейском бульваре и иных людных местах устраивались перед Пасхой т.н. «вербные торги». На них продавалось множество дешёвых игрушек и сластей. Адрес у этих торжищ был один, общий – «На вербе».

На балаганах гостей встречали легендарные т.н. балаганные деды. Они старались перекричать один другого, когда зазывали на представления, стоя на балконах дощатых павильонов-балаганов. Это часто были рифмованные монологи с ироничным, «биографическим» характером, и невзыскательной публике это особенно импонировало.

С Марсовым полем связаны и страшные истории. Как уже говорилось выше, на его месте находилось раньше болото. Ещё при строительстве города там пропадали периодически люди, и, разумеется, объяснялось это довольно просто – «тонут». Но уже в XIX столетии на этом же самом месте пропало несколько городовых. Легенда гласит, что когда они патрулировали улицу, одному из них послышался смех, всплеск воды и некие странные голоса, раздававшиеся от военного плаца, который был разбит на месте прежнего, осушенного болота. Городовой оставил напарника и отправился посмотреть, что там происходит, однако назад больше уже не вернулся.

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх