Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Исаакиевский собор

Роспись плафона большого купола. К. П. Брюллов

14.09.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Самая крупная роспись собора — плафон большого купола — создана К. П. Брюлловым. Ее площадь более 800 квадратных метров. В 1842 году Брюллов принял заказ на росписи в Исаакиевском соборе — это давало ему возможность проявить себя в монументально-декоративной живописи. Художник сделал ряд подготовительных рисунков. В пылу вдохновения он говорил своим ученикам: «Мне тесно, я бы теперь расписал небо!» Однако Николай I несколько охладил его пыл, забраковав 22 эскиза.

Художник, находясь под влиянием росписей Микеланджело, надеялся создать значительное произведение, чтобы «воздвигнуть себе бессмертный памятник». Работая над росписью, он проводил на лесах под куполом целые дни. Эта работа в сыром недостроенном соборе подорвала его здоровье: мраморная пыль, резкая смена температуры, сквозняк из раскрытых окон барабана вызвали у художника ревматизм, а затем и тяжелое осложнение на сердце. Брюллов просил об освобождении его от работы и по рекомендации врачей уехал лечиться в Италию. В 1852 году К. П. Брюллов кончался. Он успел написать все основные фигуры плафона.
Фоны, фигуры апостолов, евангелистов и серию живописных paбот «Страсти Христовы» по картонам Брюллова написал П. В. Басин.

Плафон главного купола Исаакиевского собора изображает Богоматерь в окружении святых. Многочисленные персонажи изображены без детализации, свободными, широкими мазками. Брюллов виртуозно владел приемами монументальной живописи.
Художники часто сравнивают изображение красками с музыкальной мелодией, в которой каждый отдельный звук сам по себе ничего не выражает, но в сочетании с другими производит нужное звучание. Если нарушить взаимосвязь - гармонию звуков, мелодия перестанет существовать.
То же самое в работе красками. Допустимо избрать ту или иную красочную гамму, более светлую или насыщенную,- не это важно. Важно соблюдать различия предметов по силе цвета. Иначе живопись не будет производить цельного, правдивого, гармоничного впечатления.

Роспись плафона поражает посетителей легкостью и смелостью исполнения — качествами, присущими произведению большого мастера. Фигуры, окружающие Богоматерь, изображены в сложных ракурсах. Их очертания намечены скупыми, но выразительными контурами.
Радостное, солнечное впечатление производит колорит картины. Даже в пасмурный день роспись купола дает ощущение воздуха, глубины небесного пространства и легкости фигур. Мягкие тона изображения, их сочная декоративность прекрасно гармонируют с архитектурным оформлением собора. Однако в картине трудно было определить композиционный и смысловой центр. Богоматерь? Но у нее, как и у окружающих персонажей, взор обращен к центру плафона, в котором до недавнего времени находилась черная дыра, зашитая досками с небольшой прорезью для нити маятника Фуко.

После проведенной реставрации, впервые за 60 лет, посетители увидели всю композицию в целом так как она была задумана О. Монферраном. Кольцевой вырез, созданный в сфере главного плафона, открыл через хрустальные окна фонарика доступ дневному свету и солнечным лучам, которые, сливаясь с позолоченными лучами среднего свода, органически связали живопись К. Брюллова с «небесной сферой».
Обрела наконец роспись свой смысловой и композиционный центр, точку притяжения персонажей, изображенных художником на плафоне, - это серебряный голубь, парящий в солнечных золоченых лучах, символ святого духа.

Скульптура «Голубь» работы И. П. Дылева была выполнена в 1850 году на заводе Берда методом гальванопластики. Медь покрыли серебром. Сравнительно больших размеров - 1,65×1,07 м — скульптура, подвешенная на высоте более 80 метров, зрительно воспринимается как голубь в полете. Сегодня центральная композиция музея получила как бы второе рождение.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх