Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Исаакиевский собор

Росписи и картины Исаакиевского собора

14.09.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Создание цикла картин, икон и росписей для Исаакиевского собора не могло не стать значительным событием в художественной жизни России. Официального конкурса не было. Но тот факт, что создателями этого живописного комплекса являются выдающиеся художники, представители русской академической школы — В. К. Шебуев, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, Н. М. Алексеев, П. В. Басин, А. Т. Марков, - безусловно говорит о строгом отборе живописцев. Наряду с известными мастерами к работе были привлечены и менее известные молодые художники.

Общий проект расположения картин с указанием сюжетов, в соответствии с требованиями Синода, был составлен Монферраном. Император и Синод определяли не только сюжет, композицию, но и типаж.

К. П. Брюллов рассказывал: «Как-то раз я возвратился домой очень поздно и нашел на столе бумагу от министра двора, приказание явиться на другой день утром в Аничков дворец. Я нашел там Бруни, Басина, Неффа. Государь повел нас в свой кабинет, показал голову Христа Гверчино, без меры хвалил ее, говорил, что не видел лучшей… и хочет, чтобы русские xyдожники приняли ее за тип». Так тип Христа Гверчино был признан, как эталон для всех росписей собора.

В случае необходимости внести изменение в картину художник должен был сначала уведомить об этом комиссию, комиссия — Синод. Следовал обмен бумагами после чего предложение художника принималось или отвергалось. Устанавливалась строгая последовательность работы: художники были обязаны в четыре месяца сделать эскизы, составить подготовительные картоны в натуральную величину и только после этого приступить к написанию картин. Эскизы оценивались Монферраном, Синодом, советом Академии художеств и императором.

Для художников имело большое значение то, что всеми живописными работами в соборе руководил человек с общепризнанным авторитетом, ректор Академии художеств Василий Кузьмич Шебуев — видный представитель русской академической школы XIX века. Широкую известность ему принесла роспись зала совета Академии художеств.

Для Исаакиевского собора Шебуев создал четыре картины в аттике. Лучшая из них — «Исцеление сына вдовы Наинской». При приеме этой картины члены совета Академии художеств обнажили головы, выражая восхищение мастерством художника.

Картина служит примером подчиненности тона и цвета единому оптическому и композиционному центру: вся сила тоновых и цветовых контрастов сосредоточена в центре картины - там, где находятся главные действующие лица — исцеленный мальчик и его мать. Справа - Христос с учениками, слева -другие свидетели события. Группы уравновешивают композицию. Жесты персонажей торжественны. Колорит росписи, размещение действующих лиц, мастерский рисунок подтверждают справедливость оценки современников, называвших Шебуева «профессором профессоров».

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх