Личности в истории Петербурга Руска, Луиджи 29.05.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Руска, Луиз (Луиджи, Алоизий) Иванович— архитектор, большой мастер переходной эпохи от Кваренги и Камерона к Росси; швейцарец по происхождению, он родился в Тессинском кантоне в 1758 г.; прибыл в Россию вместе с отцом в 1767 году. Где и какое первоначальное образование он получил, неизвестно; более чем вероятно, что, родившись в семье «каменных дел мастеров», он с малолетства привыкал к занятию отца и, если бы не случайное обстоятельство — приезд в Россию, он так и остался бы на всю жизнь «каменных дел мастером». Но прибыв в Россию, заявив себя рядом построек, он был удостоен звания академика Императорской Академии Художеств. К сожалению, в архиве Академии не сохранилось дела об Л. Руска и поэтому приходится цитировать по «Материалам к истории Академии Художеств» П. Н. Петрова. «1815 года, января 19, в собрании Совета происходило следующее: по письменному отношению архитектора Его Императорского Величества статского советника Людовика Руска, при коем, представляя „Recueil des Dessins de différents batimes, construits à St.-Pétersbourg et dans l’intérieur de l’Empire de Russie par Louis Roesca, dédié à S. M. Alexandre I, Empereur de toutes les Rossies, avec la description“, изъявляет свое желание принадлежать к Академии и объявляя, что он намерен ехать в чужие краи, предлагает, не имеет ли Академия чего препоручить ему. Определено: как г. архитектор Руска, столь известный практическими своими работами, давно назначаем был Советом в члены Академии и в прошлое торжественное собрание не поступил в оные единственно по неполучению от него никакого отношения, которое бы служило поводом к его избранию; то ныне исполнить оное, тем более, что и г. Министр по объявлению гг. вице-президента и конференц-секретаря, изъявил на то также свое согласие, почему и признать его в звании почетного вольного общника». Таким образом, Л. Руска 19-го января 1815 года был избран почетным вольным общником; между тем, С. Кондаков в «Справочнике Императорской Академии художеств» (т. II, стр. 382) называет Л. Руска академиком. Проверить это несоответствие, вследствие утраты подлинного дела, к сожалению, пока невозможно. Так же не полон и формулярный список Л. Руска; по крайней мере, мы можем только указать, что 1-го августа 1803 года Луиз Руска, архитектор 8 класса, в ведении Гоф-Интендантской конторы, произведен в надворные советники, а 27-го декабря 1804 года в коллежские советники. Список главных работ Л. Руска в хронологическом порядке следующий: Эти постройки находятся в Петербурге; кроме них, Л. Руска строил очень много на юге России — в имениях князя Кочубея, графа Румянцева, Д. П. Трощинского и других. Как видим, главная деятельность Руска относится к первому десятилетию XIX века — в Екатерининское время его затмевали Кваренги и Камерон, а затем, во второй половине царствования императора Александра I, — Росси. Отличительными чертами построек Л. Руска являются возвышенная простота и строгость форм; но его постройки не поражают своею грандиозностью, — в них не видно полета творческой фантазии, ширины размаха; наоборот, каждая из них тщательно продумана, взвешена. Нет у Л. Руска этих громадных колоннад, как у Кваренги и Камерона, нет того охватывающего полукруга, как у Воронихина или Росси; размеры построек менее громадны. Даже в самой торжественной из своих построек — в зале театра Таврического дворца Л. Руска не поражает размерами. Лучшей из его построек, на наш взгляд, является дом иезуитов, сохранившийся в почти неизменном виде до наших дней, и церковь Всех скорбящих радости. Первая постройка в настоящее время несколько теряет; не надо забывать, что когда она строилась, напротив нее не было зданий, а тянулся забор Императорских садов, а по Итальянской улице были небольшие каменные и деревянные постройки. Теперь этот дом стиснут, его нельзя даже хорошо рассмотреть, и понятно, что впечатление от его строгого классицизма пропадает. В церкви Всех скорбящих радости ярко выражается идея — храм этот не велик, он даже как будто несколько приземист, но в то же время он радует сочетанием простых и строгих по красоте форм Интересно отметить, что Л. Руска работал в то время, когда положение дел в России было неопределенное — все жаждали и не знали, можно ли надеяться, а в политическом отношении только начиналась борьба с Францией; эта общая неопределенность жизни и высказалась в отсутствии яркости архитектурного творчества Л. Руска. Ведь постройки Кваренги так соответствуют величественному маршу: «Гром победы раздавайся», а творения Росси вполне воплощают внешнее могущество и внешний блеск царствования Императора Николая I. В 1810 году Л. Руска издал в свет два тома своих проектов под вышеприведенным заглавием; кроме того, в библиотеке Академии Художеств есть два альбома его проектов, а один альбом хранится в библиотеке Института инженеров путей сообщения; таким образом, несмотря на то, что многие из построек Л. Руска не сохранились, многие искажены позднейшими перестройками и исправлениями, мы имеем — достаточно материала для изучения этого бесспорно талантливого, изящного архитектора. По материалам:
Рейтинг материала:
Tweet |
А. Бетанкур
А. Брюллов
А. Захаров
А. Квасов
А. Ринальди
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
ансамбль центральных площадей
архитекторы Петербурга
Биржа
В. Бренна
В. Ф. Бренна
Васильевский остров
вельможи
Г.-И. Маттарнови
государственные деятели России
Д. Трезини
Дворцовая площадь
Екатерина II
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Зимний дворец
К. Росси
К. Тон
Коломна
Л. Шарлемань
Летний сад
Литейная часть
мосты
набережные
Невский проспект
неосуществленные проекты мостов
Николай I
О. Монферран
основание Петербурга
панорама Петербурга
Петр I Великий
Петроградская
Петроградская сторона
Российские императоры и императрицы
С. Чевакинский
Смольный и Пески
Тома де Томон
утраченные дворцы
утраченные дома и особняки
утраченные жилые дома
утраченные мосты
утраченные общественные здания
утраченные святыни
Ф.-Б. Растрелли
художники Санкт-Петербурга
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|