Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Медный всадник

Строительство нового грузового судна

18.11.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Поскольку другого судна, способного перевезти такой груз, не было и об этом доложили Екатерине, решено было строить новое, специально предназначенное для Гром-камня. В связи с отсутствием свободных строителей и матросов, занятых на военном флоте, новое грузовое судно сооружали подрядом по объявлению. Как всегда в таких случаях, желающие принять участие в работах должны были явиться в Адмиралтейств-коллегию для торгов.

Первыми пришли охтинские плотники Сазон Наследов и Алексей Васильев, которые предложили свои услуги. Они готовы были нанять 250 плотников и выдвигали ряд требований, представляющих сегодня несомненный интерес, так как рисуют условия труда в XVIII столетии, организацию подобных работ, отношения между подрядчиком и рабочими.

Как известно, охтинские плотники были подлинными мастерами своего дела и пользовались большой популярностью. С одним топором, единственным своим орудием, они приходили на строительство. От Адмиралтейств-коллегий требовались материалы, которые на казенный счет должны были поставляться к месту работ без задержки. Они обязывались строить судно строго по чертежу, а кроме того, возвести для него эллинг. «Чтож следует при том спуске быть: якорям, канатам к суднам и протчее что принадлежит иметь казенные с подлежащим числом людей», — записано было в проекте договора. Кроме того, «определенным их работным плотникам для житья и варения пищи отвесть казенные покои по числу людей не в далеком от того строения расстоянии и для варения пищи и печения хлебов щепу посколько дозволить им брать».

Десятников и мастеров Адмиралтейств-коллегия обязана была содержать на казенном жалованье. Всю кузнечную работу должна была взять на себя казна, а если произойдет остановка из-за отсутствия материалов, то плотникам все равно оплачивать простой. Охтинские просили как можно скорее утвердить договор, так как по весеннему времени плотники могут разойтись по другим артелям и собрать их будет очень трудно. За всю работу по постройке судна они просили 5 500 рублей, сразу по утверждении договора 1000 рублей, а остальные помесячно.

Коллегия не спешила с ответом. На следующий же день явилась другая группа крестьян-плотников: Тимофей Михайлов с 50, Сидор Родионов с 30, Алексей Насонов с 20 плотниками и другие, всего 185 человек, которые предложили свои услуги. Они просили также казенные материалы и по 6 рублей 75 копеек в месяц на человека, «а в воскресные шабашные и полусубботние дни чтоб им в работе не быть», - указывалось в проекте договора. Они также требовали квартиры, по одному кашевару на каждые 25 человек. Эти тоже торопились, просили поскорей сообщить о решении, однако пи тем, ни другим не суждено было стать исполнителями работы.

19 апреля появились новые претенденты. Это были Олонецкого уезда, приписные к петровским заводам государственные крестьяне Семен Григорьевич Вишняков, наш знакомец, обнаруживший Гром-камень, и Антон Егорович Шляпкин, которые предложили свои, несколько отличные от прежних условия, оказавшиеся для Адмиралтейства более подходящими. Они также обязывались строить своими работными людьми, строго по чертежу, однако из своих материалов — сосновых и еловых, не менее 4 дюймов толщиной на днища, а на борта предлагали «дубовые штуки». Даже гвозди они предлагали свои, и только в том случае, если не хватит леса, просили Адмиралтейство предоставить в их распоряжение старые барки, годные на материал. За всю работу они требовали 6000 рублей, по 9 рублей в месяц каждому. Это было гораздо выгоднее, симпатии Адмиралтейства сразу же оказались на стороне Вишнякова и его товарищей.

В это время добыча и доставка материала для Адмиралтейства представляла огромные трудности. Необходимо было справиться с военным морским строительством — только что закончили постройкой большой бб-пушечный корабль для эскадры в Средиземном море, да на Архангелогорской верфи сооружались три крупных корабля. Людей было мало, и освободиться от необходимости поставлять материал для судна было делом заманчивым. Вероятно, именно поэтому Коллегия и заключила договор с Вишняковым и Шляпкиным.

Как видим, судьба прочно связала Вишнякова с историей строительства монумента. Судя по всему, он был человеком большой энергии, прекрасным организатором.
Бесспорный интерес представляет создатель проекта этого оригинального судна Григорий Корчебников. Архивные материалы проливают некоторый свет на деятельность мастера, который, вне всякого сомнения, был опытнейшим русским кораблестроителем. Его имя время от времени встречается в документах Адмиралтейств-коллегий в связи с созданием грузовых так называемых ластовых судов. Это особый вид кораблестроения, на первый взгляд малоэффективный, но тем не менее весьма важный. Грузовой флот был крайне необходим в связи с крупными перевозками по Неве, в Балтийском море и в других водных бассейнах России. Создание прочных, устойчивых судов требовало большого мастерства и опыта, умения точно производить расчеты. Русские корабелы, суда которых великолепно показали себя в далеких морских походах, в баталиях, умели отлично строить и грузовые суда для перевозки подчас очень тяжелых грузов.

Григорий Корчебников

Таким именно выдающимся корабельным мастером и был Григорий Корчебников. Известно, например, что в 1767 году он вместе со своим напарником Ильиным представил образцовые чертежи «волжских стругов», быстроходных легких судов, удобных для речного плавания, способных перевозить большие грузы. Эти суда были спроектированы с учетом того богатейшего опыта кораблестроения, который столетиями накапливали волжане. Упомянутый Ильин был казанским жителем и превосходно знал особенности этой традиции.

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх