Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

99 редких и малоизвестных достопримечательностей Петербурга

Церковь Петра и Павла

02.12.2014 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

В XIV-XV веках земли Парголовской мызы были собственностью Ореховских монастырей Карбосельского погоста, Ладожского уезда. В 1617 году их захватили шведы, но Пётр I их освободил, и по Ништадскому мирному договору они вернулись к России в 1721 году, по ходу Северной войны. Пётр Великий их подарил дочери Елизавете. Та же в 1746 году пожаловала их графу П. И. Шувалову, за содействие в её возведении на царский трон. Парголовская мыза, переходившая по наследству, продолжительное время была запущенной. Сын графа Шувалова Андрей Петрович, а потом внук Павел Андреевич данной живописной местности уделяли очень мало внимания.

В 1826 году вдова последнего, Варвара Петровна, стала супругой графа Адольфа Полье, церемонимейстера при дворе Александра I. Граф решил придать мызе и парку должное состояние. Крестьяне из окружных деревень вырыли пруды, и земля из них уходила на наращивание холмов. Разбили цветники и дорожки, на аллеях высадили деревья, построили мостики и ажурные беседки, ещё больше украсившие парк.

pargolovo_01.jpg

Когда Адольф Антонович в 1830 году скончался, Варвара Петровна попросила архитектора Александра Брюллова (брата знаменитого живописца Карла Брюллова) построить на холме, рядом с прудом храм и склеп, где будет храниться прах любимого мужа. Александр Павлович, в то время молодой зодчий, что изучал классическую архитектуру и много путешествовал по европейским странам, после окончания Петербургской Академии художеств составил архитектурный проект церковного здания. Это было здание готического стиля с наличием стрельчатых окон, которое венчал чеканный, ажурный медный шпиль на башне с колокольней. В том же стиле выполнялся и ажурный, резной, ясеневый иконостас. Летом 1831 года прошла закладка церкви. Строилась она больше десяти лет. Освятили же её только в июле 1846 года, к празднику Святых первоверховных апостолов Павла и Петра.

Склеп А. Полье выполнялся всё в том же стиле, готическом, с чугунной стрельчатой аркой перед входом. В склепе, возле задней стены, размещался постамент, выполненный из чёрного мрамора с жёлтыми прожилками. На нём стояла в натуральную величину статуя женщины, сидящей на коленях, с распущенными волосами и одетой в тунику, сделанная из мрамора. Она простирала руки к могиле, находившейся в полу склепа.

До 1917 года церковь была семейным храмом и неплохо сохранившимся архитектурным памятником. Но после Октябрьского переворота, имение Шуваловых неоднократно меняло своих хозяев. Сначала там находилась школа-интернат, в 1926-1935 годах – Дом отдыха. В 1935-1948 годах им владел военный округ Ленинграда, потом Министерство автотранспортной промышленности.

В период богоборчества церковь и парк постепенно разрушались. Был сломан чугунный крест, стоявший на верхушке склепа, снят решётка вокруг склепа, герб Шувалова из золоченой бронзы, пара дверей. Из склепа сделали сарай для хранения сена, затем на этой территории выстроили свинарник. Ажурную чугунную вышку на церковной колокольне уничтожили в 1935 году. В 1948 году Шуваловскую усадьбу получило Министерство автотранспортной промышленности, в храме же разместили опытную лабораторию НИИ высокочастотных токов имени В. П. Вологдина.

Возрождение церкви началось только в 1991 году. Тогда здание храма с затопленными подвалами, утраченным убранством и разрушающейся кладкой из кирпича, претерпевшее несколько пожаров, получил в своё ведение Приход православной церкви. Настоятель прихода отец Николай (Головкин), получив благословение Санкт-Петербургского и Ладожского Митрополита Иоанна (Снычёва), начал восстанавливать храм при благотворительном содействии многих организаций и частных лиц, а также поддержке ГИОП. Пудостский камень из каменоломен Гатчины, которым изначально облицовывался фасад здания, и лесоматериалы для витражей и окон доставались с трудом. В церковь приходило много людей, отдававших свои навыки и умение для того, чтобы его восстановить.

В первый раз отец Николай увидел храм, прогуливаясь с детьми в парке. По своим воспоминаниям он рассказывал, что вокруг была грязь, и это из желтого камня строение. Сразу и не подумаешь, что церковь. Выбиты окна, сорваны двери, по стенам трещины. Зайдя туда, они увидели, что всё обгорело в алтаре, нет пола. Одним словом – развалины. Они постояли там, посмотрели, а священник ещё подумал, кому по силам справиться с этим многотрудным делом, всё нужно восстанавливать. Размышляя об этом, ушёл, через день же опять вернулся. Думая, что надо быть безрассудным, чтобы проситься в данный приход, затем отправился к владыке Иоанну, и сам не знает, почему попросился. В церкви, где отец Иоанн служил, у него была воскресная школа, насчитывавшая около 40 человек. Эти ребята с ним пришли, и так сложился приход. Количество местного народа насчитывалось здесь небольшое. Прихожане, в основном, жили в городе. Придя в храм, стали горевать, ведь некому всё финансировать. Но Господь подсказал, как выйти из ситуации. В шести километрах находилось Северное кладбище. С благословения митрополита выстроили за неделю там часовню, стали отпевать усопших. Сегодня уже у их прихода там стоит небольшой деревянный храм Николая Чудотворца. Так появились деньги на восстановительные и строительные работы. Подняли церковь из руин, и она начала постепенно оживать. Сердца прихожан стали наполняться верой. Перед иконами затеплились лампадки, засияли паникадила. В алтарь через витражи, где были изображены Святые апостолы Пётр и Павел, хлынули лучи солнца. Стены, которые заново обрели лепнину и штукатурку, вознеслись к готическому своду лёгенькими нервюрами колонн. Резьба по дереву, повторяющая готический мотив, стала играть переливами на воссоздающемся иконостасе. Затопленные подвалы осушили и отремонтировали, и разместили в них трапезную, мастерские, воскресные школы.
За каких-то несколько лет практически восстановили внутренний облик церкви. Все прихожане начали любоваться вновь обретённым великолепием небесных сводов храма в день его 150-летия, день Святых апостолов Павла и Петра. Это было истинное чудо господне, и все, кто не забыл богослужения начала 1990-х годов, среди исковерканных сводов и ободранных стен, это понимали.

Чудо, являющее Господом в возрождении церкви, отзываются также в сердцах прихожан, преображающихся и укрепляющихся в вере. В вере, подвигающей их вносить посильный вклад на восстановление и возрождение Святой Руси. Еще много чего предстоит сделать, чтобы восстановить первоначальный облик храма – чеканные башни, ажурный шпиль, резной иконостас. Но главное уже сделали – возродили очередной православный приход, восстановили Святое место, годами попиравшимися людьми, отвернувшимися от Бога.

Добавим, что в июне 1872 года в церкви Святых апостолов Петра и Павла состоялось венчание выдающегося русского композитора Николая Андреевича Корсакова и Надежды Николаевны Пургольд.

Адрес: Ленинградская область, посёлок Парголово, Шуваловский парк

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх