Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Утраченные архитектурные памятники Санкт-Петербурга

Церковь Воскресения Христова (Мало-Коломенская Михаила Архангела)

05.11.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Церковь Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова

Адрес: пл. Кулибина (Воскресенская), в створе ул. Союза Печатников (Торговой)


Желая отметить рождение вел. кн. Михаила Николаевича и окончание вспышки холеры, жители Малой Коломны просили в 1832 позволить выстроить на «Козьем болоте» каменный храм. Через пять лет прапорщица Анна Дмитриевна Лебедева завещала для этой цели 25 тыс. руб., но прошло ещё семь лет, прежде чем нужные средства были собраны.

Как обычно, вначале из дерева была сооружена часовня, освященная 10.03.1846, а затем — временная Рождественская церковь на 1000 человек, где поставили иконостас из упраздненной Екатерингофской церкви. Она была освящена 22.02.1846 и простояла до 1861 года.

С крестным ходом из Никольского

собора епископ Ревельский Нафанаил заложил 12.10.1847 по проекту Н. Е. Ефимова двухэтажный каменный храм, близкий по своему русско-византийскому стилю одновременным постройкам К. Тона. На его строительство в этот день среди присутствующих было собрано 4402 руб. Из-за болотистой почвы храм строился на сваях; работами руководили сперва А. И. Шевцов и В. Ф. Небольсин, а с 1850 — опытный Ф. Руска.

Хотя в 1851 здание было вчерне готово, распри в строительном комитете и нехватка денег сильно замедлили его отделку, которую вел К. Я. Маевский. Только 28.02.1859 митрополит Григорий освятил главный придел верхнего храма. За ним последовали: 4.10.1859 – правый Тихвинский и 8.11.1861 — левый Михайловский, от которого пошло народное название церкви.



Снаружи купола и кресты церкви были вначале покрыты особой золоченой тканью, изобретенной купцом Старчиковым, но она оказалась непрочной, и со временем её пришлось заменить покраской. Минуло несколько лет, и Маевскому в 1867–1869 пришлось ремонтировать главный купол, который стал протекать. Тогда же он пристроил паперть и ризницу. Иконостасы в верхнем храме вырезал из сосны охтинский резчик П. М. Алексеев, иконы в главном приделе написали В. Н. Бовин и К. С. Осокин (он же расписал купол), лепку исполнил С. И. Муратов.

Уникальность всему храму придавала нижняя церковь-вертеп в центре подвального этажа, которая в точности воспроизводила Вифлеемский храм на месте Рождения Спасителя.

При её создании арх. С. В. Садовниковым «были собраны все известные доселе описания Вифлеемской пещеры» и использованы советы писавших её художников – братьев Г. Г. и Н. Г. Чернецовых и М. Н. Воробьева.

В вертеп вел длинный освещенный лампадами проход. Золоченые рельефные фигуры ангелов с надписью: «Слава в вышних Богу» размещались над выложенным белым мрамором входом, который закрывала завеса из красного бархата. Место Рождества было обозначено полукруглой мраморной нишей с золотой звездой в центре, вокруг которой шла эмалевая лента со словами «Видевшие звезду возрадовашеся радостию велию зело». Справа каменный навес с колоннами означал место поклонения волхвов и пастырей, гранитный камень — место отдыха паломников, а рядом находился мраморный колодец с освященной водой. Со сводчатого потолка спускались 47 разнообразных лампад, на стенах восковыми красками были изображены рождественские истории и висело множество икон.


Вертеп в нижнем храме был освящен 22.06.1880 митрополитом Исидором, а придел св. Иоанна Крестителя, созданный на средства старосты Н. И. Глазова, – 22.12.1887, накануне Рождества. По пятницам в этой церкви служилась рождественская вечерня; здесь же с 1894 до постройки своего храма молились православные эстонцы.

В створе Торговой улицы архитектор И. М. Гольмдорф, на средства купеческой вдовы П. А. Фоминой, в 1895–1897 выстроил вместо деревянной каменную часовню. В 1905 в церкви был сделан капитальный ремонт с малым освящением, а на следующий год вокруг нее разбит сквер. В 1910 верхний храм вновь освящен после ремонта, при котором мастера обновили серебряный престол и росписи.



В церкви не было старинных икон и святынь, кроме одной, с мощами свт. Николая, Пантелеймона, Параскевы и Сергия Радонежского, чей образ в полный рост подарили в 1894 хоругвеносцы Троице-Сергиевой лавры. Имелись зато дорогие, в серебряных окладах, Евангелия и образа, богатый ковчег из золоченого серебра и красивая гробница для плащаницы, сделанная в 1859 фирмой Хлебникова.

С 1870 при церкви работало Общество вспоможения бедным с Калитинской женской богадельней и убежищем для девочек и мальчиков. 24 июля, в память о холере, вокруг соседнего Матисова острова шел крестный ход.

С 1901 священником храма служил о. Димитрий Феофанович Стефанович, активный церковный деятель, а настоятелем перед революцией был прот. Николай Иоаннович Изборский.



После того как замолк огромный, в 9 т. колокол, созывавший прихожан, в марте 1932 храм был закрыт (решение президиума Ленсовета от 29.02.1932) и взорван.

Сейчас о нем напоминает лишь небольшой
 кусок гранита в сквере.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх