Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

99 редких и малоизвестных достопримечательностей Петербурга

Витебский (Царскосельский) вокзал

08.06.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 1 комментарий
Витебский (Царскосельский) вокзал

Витебский (Царскосельский) вокзал

Витебский (бывший Царскосельский), в отличие от остальных петербургских вокзалов, которые интересны в качестве памятников эпохи и достижений инженерной мысли, весьма интересен с архитектурной точки зрения.
Вряд ли найдется человек, который откажется отправиться в путь из-под чугунного навеса дебаркадера, находящегося на уровне второго этажа вокзала, главного в истории железнодорожного транспорта России. Тем более что сделать это просто — достаточно приобрести билет на электричку до Пушкина или Павловска.

Из истории железных дорог в России

Первая железная дорога в России была проложенав 1836–1837 годах между Петербургом и Царским Селом. Первое же деревянное здание вокзала, обслуживающего эту железнодорожную линию, построили на части плаца Семеновского полка (на месте станции метро «Пушкинская»).
Вокзал в те далекие времена выглядел довольно скромно: деревянная платформа и помещение для пассажиров, к которому примыкали несколько построек, предназначенных для ремонта паровозов и вагонов-экипажей. Тем не менее Витебский вокзал быстро стал одной из новых петербуржских достопримечательностей. Толпы людей приходили на вокзал каждый день, чтобы посмотреть на прибытие паровоза и испуганно зажать уши, услышав его громкий гудок. Впрочем, через некоторое время паровозные свистки заменили небольшими органчиками, исполнявшими известные мелодии.

Из истории строительства Витебского вокзала

Одноэтажное деревянное здание простояло недолго — уже в 1851 году был открыт новый каменный вокзал, сооруженный по проекту архитектора К. А. Тона. Он воплотил в себе новейшие достижения архитектурной и инженерной мысли того времени. К поездам вела мощная аркада бокового фасада. Когда железнодорожные пути проложили до Витебска, вокзал стал называться соответственно — Витебским (в народе его величали Виктором Васильевичем). Правда, уже в XIX веке витебская железнодорожная магистраль продвинулась еще дальше — сначала до города Жлобина, а затем — до Одессы.

Из-за постоянно растущего количества пассажиров здание становилось тесным; его все время приходилось расширять. В 1874–1876 годах по проекту архитектора М. Л. Бернацкого вокзал был перестроен, а в начале XX столетия его снесли. Нынешнее здание Витебского вокзала возвели в 1902- 1904 годах на старом месте по проекту архитектора Станислава Антоновича Бржозовского (при участии С. И. Минаша — ему принадлежит идея внутренней отделки помещении).

Похожее на паровоз здание Витебского вокзала поражало современников своей удивительной архитектурой, обилием металла, сложными техническими приспособлениями, а кроме того — диковинными для того времени лифтами для багажа и пассажиров, а также транспортерами. В то же время здание было одной из первых общественных построек в Петербурге, возведенной в новом по тем временам стиле модерн.
Главенство этого стиля прослеживается и в несколько сдвинутом в сторону главном входе с большим куполом, и в часовой башне — с декоративными барельефами и огромными полуциркульными окнами. Для модерна характерен также большой витраж над входом и мотивы декора, примененные как на фасаде, так и в интерьерах. Здание вокзала удивляло изобилием лепнины, зеркал, блеском начищенных латунных ручек, а также благородной фактурой дубовых скамей и панелей.

Над входом в здание были размещены гербы Санкт-Петербурга и Витебска — конечных пунктов железнодорожных путей.
Стены вестибюля Витебского вокзала были украшены орнаментами и лепниной в виде женских масок и изображением древнеримского бога Меркурия, считавшегося покровителем торговли и путешествий. Чуть позже там были вывешены панно, изображающие Петропавловскую крепость и порт в Одессе (написаны известными художниками В. И. Быстрениным и С. И. Дудиным). В XX столетии к ним прибавилось еще несколько панно, иллюстрирующих историю Царскосельской железной дороги (художники Н. С. Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская).

Вокзал на втором этаже?

Развязку железной дороги и набережных Обводного канала пришлось сооружать на разных уровнях. Для этого насыпь, на которую укладывался путь, подняли почти на 5 метров. Вот почему поезда и стали подходить к Витебскому вокзалу на уровне 2-го этажа.
В целях безопасности движения императорского поезда был устроен третий путь, который так и назывался: Императорский. Со стороны засыпанного Введенского канала был построен Императорский павильон, от которого и отходил поезд с августейшими особами. Павильон сохранился и сейчас, а на месте бывшего Императорского пути находятся платформы пригородного сообщения.

Макет поезда с паровозом «Проворный» на Витебском вокзале

В 1987 году, в честь 150-летия со дня создания первой российской железной дороги, на одной из платформ Витебского вокзала установили макет поезда с паровозом «Проворный», совершившим первый в России рейс из Петербурга в Царское Село. Макет поезда укрыт в специальном павильоне.

К 300-му юбилею Санк-Петербурга первая в истории Витебского вокзала реставрация здания Ему возвратили первоначальный цвет, восстановили большой купол, вставили новые витражные окна, отреставрировали металлический декор и декоративное мощение… Кроме того реконструировали залы первого этажа и дебаркадер, воссоздали заново «Императорское кафе». Первозданный вид приобрели парадные лестницы со стороны Винокурцевского проезда. В Картинном зале проводятся музыкальные вечера (вход свободный).
Сегодня Витебский вокзал вполне соответствует статусу исторического памятника.
В 2007 году на Витебском вокзале, в честь 170-летия железных дорог, открылся памятник строителю первой железной дороги — Францу Антону фон Герстнеру.

Витебский вокзал стал съемочной площадкой многих советских и российских кинофильмов. Говорят, что в общей сложности на вокзале работало около 150 съемочных групп. В частности, в его интерьерах и на его платформах снимались такие фильмы, как «Вокзал для двоих», «Статский советник», «Идиот», «Гибель империи». Из последних — многосерийный фильм «Исаев».

Адрес: Загородный проспект, дом 52.
Как найти: станция метро Пушкинская.

Рейтинг материала:
5
Your rating: None Average: 5 (1 vote)







Комментарии

huhmarkov1
08.10.2010
Оценка: 
5

Памятник Францу Антону фон ГЕРСТНЕРУ, автору проекта и строителю первой в России железной дороги – Царскосельской.
Памятник открыт 30 октября 2007 г. в день празднования 170-летия железных дорог России, установлен в Световом зале Витебского вокзала. Памятник проектировщику первой российской железной дороги Францу фон Герстнеру представляет известного инженера с макетом паровоза в руках. Автор проекта – скульптор Салават Щербаков. Высота 140 см., материал – бронза.



XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх