О Большом Морском канале сохранилось немало воспоминаний современников в том числе и придворного из свиты герцога Голштинского Ф. Берхгольца. Листая страницы его дневника, можно найти запись, сделанную в августе 1723 года: «Канал этот занимает в длину полверсты и так широк (около 12 метров), что в нем могут стоять три буера (небольших парусных корабля). Император сам ввел в него флотилию, и мы, пройдя половину канала, продолжили путь по одному из шлюзов. Все суда, числом до 115, выстроились потом по обеим сторонам канала, что на вид было очень красиво».
Канал представляет собой сложное гидротехническое сооружение, включающее в себя две дамбы, гавань (они располагаются в глубине залива), шлюз, декоративное гранитное обрамление и мосты, по которым можно перейти из восточной части Нижнего парка в западную. Строительство канала продолжалось с лета 1714 года по конец 1720 года. К работам привлекались свыше 1500 рабочих. По завершении строительства Морской канал стал служить водной транспортной артерией для подхода к Большому дворцу Петергофа небольших судов.
После сооружения в 1735 году Большого ковша и фонтана «Самсон» канал утратил свои транспортные функции, но его роль как важнейшей архитектурной доминанты всего Нижнего парка сохранилась. И действительно, Морской канал является главной осью симметрии для всего художественного ансамбля Петергофа. Еще при Петре I его украшали несколько красивых фонтанов итрельяжных оград, сооруженных по обоим берегам. При жизни императора были изготовлены четыре фонтана в виде небольших скульптурных групп, вырезанных из дерева талантливым скульптором-резчиком Н. Пино. По желанию государя сюжеты для фигур были заимствованы из произведений древнегреческого поэта и баснописца Эзопа.