Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Казанский собор

Завершение архитектурно-скульптурного ансамбля Казанского собора

29.03.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора получил свое завершение уже в 30-х годах XIX века. 25 декабря 1837 года состоялось открытие памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, поставленных перед боковыми портиками наружной колоннады. Бронзовые фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Б. И. Орловского, а гранитные пьедесталы сделаны по проекту архитектора В. П. Стасова.

В какой мере это позднейшее дополнение к ансамблю собора соответствует его архитектуре? В утвержденном варианте проекта А. Н. Воронихин показал на площади перед зданием обелиск; судя по планам, этот обелиск должен был стоять на главной оси северного портика, где-то возле кромки современного сквера перед колоннадой. Обелиск соорудили, но был он деревянным, временным. Простояв несколько лет, он затем исчез с площади.

Воронихин — большой мастер композиции, и ни одной детали, тем более такой значительной, как этот обелиск, не предусмотрел бы зря. Стало быть, архитектор придавал обелиску важное композиционное значение. Разместив обелиск перед колоннадой, Воронихин как бы зафиксировал центр тяжести того обширного пространства, которое образовалось перед зданием, слившись с Невским проспектом. Вертикаль обелиска «притянула» к себе колоннаду, зрительно тесно связав ее с центром площади. Воронихин, вероятно, опасался, как бы не создалось впечатление чрезмерного «растекания» его композиции по горизонтали.

Именно поэтому колоннада и была завершена тяжелыми портиками, «останавливающими» это движение. Обелиск должен был играть подобную же роль.
А памятники? Они заняли такое положение, что значение крыльев колоннады в общей композиции, несомненно, усилилось, а связь их с центром ослабла. И хотя головы статуй слегка повернуты по направлению к центру площади, это легкое движение не может, конечно, уравновесить усилившееся «стремление» колоннады в стороны. Таким образом, можно говорить о том, что памятники были включены в композицию собора скорее вопреки первоначальному замыслу Воронихина, чем в развитие его. Но в то же время мы уже не можем представить себе Казанский собор без памятников Кутузову и Барклаю де Толли, и они не мешают нам любоваться красотой архитектуры.

Оба памятника являются большим достижением скульптуры русского классицизма. Они прекрасно смотрятся на фоне монументальных портиков колоннады. Эти монументы окончательно закрепили за Казанским собором роль памятника русской воинской славы. Именно так воспринимали творение Воронихина современники зодчего. Торжественная архитектура этого здания была для них созвучна героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом. Казанский собор был тесно связан с событиями народно-освободительной эпопеи 1812 года.

В. Лисовский

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх