Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Адмиралтейство

Значение аллегорий в скульптуре Адмиралтейства

23.01.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

По замыслу Захарова многочисленные скульптурные произведения должны были в аллегорической форме раскрывать идейное содержание Адмиралтейства как символа русской морской славы. Пожалуй, ни одному из современников зодчего, даже Воронихину и Томону, да и последующим архитекторам, не удалось это сделать с такой глубиной и силой.
В наибольшей степени Захаров насыщает скульптурой центральную часть композиции — башню Адмиралтейства. По сторонам парадно оформленных въездных ворот он помещает скульптурные группы «трех граций, или морских нимф», выполненные впоследствии Щедриным. Плавными, но сильными движениями рук они грациозно поддерживают тяжелые небесную и земную сферы. Их величавые фигуры подчеркивают величественность самой архитектуры здания. Органическая связь архитектуры и скульптуры не нарушается при этом отсутствием механической связи между ними.

В то же время свободно стоящие скульптурные группы четко рисуются на фоне гладких стен, еще в большей степени подчеркивая их конструктивную основу. А на близком расстоянии скульптура воспринимается в полном ее объеме. Несмотря на обобщенные монументальные формы женских фигур, Щедрину удалось воплотить в них основанные на изучении натуры реалистические образы и передать живую трепетность человеческого тела. Это одно из лучших и вдохновеннейших произведений за всю историю русской монументально-декоративной скульптуры. Видимо, не случайно слились в единый творческий сплав деятельность великого архитектора и вдохновенное мастерство выдающегося скульптора, чтобы в центре одного из красивейших городов мира появилось гениальное архитектурно-художественное произведение.

Основная роль в раскрытии идейного содержания Адмиралтейства отведена помещенному над аркой горельефу «Заведение флота в России». Скульптор Теребенев с большим мастерством осуществил замысел Захарова. В центре композиции он изобразил бога морей Нептуна, передающего Петру I символ владычества над морем — трезубец. Поблизости в образе молодой красивой женщины с атрибутами мощи и изобилия Теребенев изобразил Россию в окружении Минервы — богини мудрости, покровительницы наук и ремесел, Вулкана — бога огня и кузнечного .дела и Меркурия — покровителя торговли, получившей в России интенсивное развитие после выхода государства к Балтийскому морю. В своем горельефе не забыл Теребенев изобразить и Славу, гордо несущую над морями российский стяг. Эта же тема получает развитие в расположенном ниже — над самой аркой — барельефном изображении богинь Славы, скрестивших знамена над русским гербом.

Преемственную связь славы России с героическими событиями мировой истории олицетворяют фигуры героев древнего мира. В спокойном величии и торжественных позах они восседают на парапете по углам основного, нижнего яруса башни. Именно об этих произведениях скульптора Щедрина писал знаток Петербурга В. Я. Курбатов: «Едва, ли за всю историю искусства можно найти что-нибудь равное по красоте силуэтам воинов на фоне темной петербургской лазури».
Завершают скульптурное убранство башни аллегорические фигуры, поставленные по оси каждой колонны стройной ионической колоннады. Они способствуют развитию вертикальной композиции, подготавливая стремительный взлет шпиля Адмиралтейства.

Горельефные фронтонные композиции и богини Славы над арками павильонов по своему содержанию являются вариациями основной темы скульптурных произведений центральной башни. Выполненные с присущим Теребеневу мастерством, они помогают раскрытию общего художественного замысла архитектора.
Остается только сожалеть, что круглая скульптура по углам фронтонов и на постаментах перед фасадами здания не сохранилась до наших дней.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх