Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Царское Село

Александровский дворец

14.01.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Александровский дворец

Александровский дворец

В 1792—1796 годах в Царском Селе недалеко от старого дворца был построен новый каменный дворец, предназначенный для старшего сына Павла Петровича (будущего императора Павла I) — Александра. Находящееся за пределами сложившегося дворцово-паркового ансамбля здание дворца очень удачно связано с ним — оно поставлено по оси широкой поперечной аллеи Нового сада и замыкает ее перспективу. Постройка дворца началась в 1792 году по проекту архитектора Д. Кваренги. Руководство строительными работами было возложено на архитектора И. В. Неелова, а после его смерти в 1793 году на его брата, также архитектора, П. В. Неелова.

Внутренняя отделка Александровского дворца была осуществлена в 1794—1795 годах. Роспись плафонов в парадных помещениях выполнили живописцы-декораторы Антонио делла Джакомо и Джакомо Феррари. При переделках и ремонтах дворца в XIX и в начале XX столетия живопись XVIII века была частично уничтожена или заменена.
Весной 1796 года Александровский дворец был приведен в состояние, пригодное для обитания, но наружные стены оставались неоштукатуренными до 1800 года. На протяжении более чем полутораста лет дворец претерпел значительные изменения.
Общий композиционный замысел Александровского дворца сложился не сразу. Кваренги разработал проект в нескольких вариантах, сохранявших неизменными основные особенности пространственного решения — большую протяженность здания и его конфигурацию в виде сильно растянутой буквы П.
Основной архитектурный мотив, украшающий здание и обогащающий его внешний облик,—колоннада из двух рядов белоснежных коринфских колонн, связывавших между собой два ризалита на главном фасаде. Входы в здание расположены по сторонам колоннады в торцевых стенах ризалитов. Центр садового фасада дворца отмечен полуротондой, перекрытой сферическим куполом. Она обращена в сторону регулярной части Александровского парка.

В 1838 году перед колоннадой дворца были поставлены две статуи, изготовленные на Александровском чугунолитейном заводе. Одна из них —«Юноша, играющий в бабки» — отлита из чугуна по модели Н. С. Пименова, другая — «Юноша, играющий в свайку» — по модели А. В. Логановского. Устои каменной лестницы служат для них пьедесталами. В 1903 году под правой половиной открытого дворика С. А. Данный устроил подвал, и в цоколе колоннады пробил окна для его освещения.

Значительным изменениям подверглись интерьеры дворца. В 1817 и в 1826-1827 годах ряд помещений дворца отделал архитектор В. П. Стасов. Неоднократно переделывался правый (юго-восточный) корпус дворца. Здесь находился Концертный, или Бальный, зал, оформленный по проекту Д. Кваренги. Зал был двусветный и занимал всю ширину корпуса. Его стены членились по вертикали пилястрами и колоннами коринфского ордера, облицованными искусственным мрамором.

В 1896—1898 годах зал разделили перекрытием на два этажа. В первом этаже разместились кабинет Николая II и будуар Александры Федоровны, а во втором комнаты детской половины. Отделка этих помещений и других личных апартаментов последних представителей династии Романовых выполнялась архитектором Р. Ф. Мельцером в приемах стиля модерн, получившего широкое распространение в 1890-х — начале 1900-х годов.

Дворец открыт со всех сторон. Его фасады, лаконичные по формам, легко обозримы. Блестящее мастерство зодчего сказалось в гармоничности пропорций здания, верно найденном масштабе целого и деталей в особенности на главном фасаде.
Интерьеры дворца отличаются относительной скромностью оформления. Анфилада парадных залов, сохранивших в основных чертах свою первоначальную отделку, расположена вдоль садового фасада дворца. В центре анфилады —зал с полуротондой, разделенный широкими арками со свободно стоящими в проемах колоннами на три части. Зал перекрыт деревянным крестовым сводом и полусферическим в полуротонде. Кваренги рассматривал его как одно помещение. Позднее среднюю часть стали называть Полукруглым залом, помещение с восточной стороны — Портретным и с западной — Бильярдным залом или Малиновой гостиной.
Эффект внутреннего оформления основан на сочетании широких плоскостей стен, облицованных искусственным мрамором молочно-белого цвета, с немногими, изысканными по пропорциям и рисункам архитектурными деталями.

К Бильярдному залу примыкало помещение дворцовой церкви, а к Портретному — так называемы Зал с горкой (в нем находилась детская деревянная катальная горка). Двери из Зала с горкой вели в помещения, занятые библиотекой, и в угловую гостиную, заканчивавшую анфиладу парадных апартаментов.
В период фашистской оккупации города Пушкина дворцовые помещения подверглись разгрому. Оставшиеся не эвакуированными предметы обстановки дворца были похищены. На площади перед дворцом фашистские захватчики устроили кладбище. В 1947—1949 годах реставрировались фасады и парадные залы. В девяти комнатах при восстановлении уничтожены ложные деревянные своды, сооруженные в редине XIX столетия. В одной из комнат на потолке открылись фрагменты росписи, относящейся к началу XIX столетия. Роспись полностью восстановлена в 1949 году.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх