Эрмитаж располагает самой большой коллекцией работ испанских живописцев за пределами Испании. Из ранних произведений в зале 240 представле роскошное готическое «Погребение Христа» неизвестного автора, а также картина, на которой изображены святые Петр и Павел кисти Эль Греко. По преданию, именно св. Павел обратил в христианство жителей острова Крит, родину живописца.
Рибера и Мурильо в собраниях Эрмитажа
В зале 239 представлены работы периода расцвета испанского искусства XVII в. Здесь имеются как большие полотна на религиозные темы, написанные для церквей и монастырей, так и более личные произведения. Из монументальных композиций можно назвать «Святой Иероним» кисти Риберы и запрестольный образ св. Лаврентия, написанный для монастыря Св. Иосифа в Севилье. На картине изображена решетка, на которой погиб святой. «Непорочное зачатие» Мурильо отличается от традиционной иконописной трактовки этого сюжета. «Поклонение пастухов» висит рядом с толстощеким «Мальчиком с собакой». Обе эти картины одинаково типичны для сентиментального стиля, который был присущ этому живописцу.
Живопись Веласкеса в Эрмитаже
Сюжеты на религиозные темы пользовались особенным уважением, но Веласкес охотно рисовал и сцены из народной жизни. Предполагают, что в правой части картины «Завтрак» художник изобразил самого себя. Веласкесу вто время было всего 18 лет. В более зрелые годы этот живописец писал преимущественно портреты испанской королевской семьи. Вы здесь видите портрет графа Оливареса, который был другом художника. Особенно хорош портрет актрисы Антонии Царате. Она умерла от чахотки вскоре после того, как Веласкес завершил эту картину. На полотне художник изобразил женщину, находящуюся в состоянии страха.