Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

История основания Петербурга

К. Росси. Павильоны Аничкова дворца

25.01.2011 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Будучи элементами застройки площади, павильоны композиционно связывают с ней Аничков дворец, находящийся в глубине участка, а прекрасно нарисованная ажурная ограда объединяет всю композицию. Одноэтажные парковые павильоны органично вкомпонованы Росси в монументальную застройку Невского проспекта. Трактованные в ионическом ордере, они архитектурно согласованы существовавшим на противоположной стороне площади зданием Публичной библиотеки Е. Соколова.

С этой же целью Росси делает высоту павильонов равной нижнему этажу библиотеки и в арочные окна.
Размеры павильонов невелика (высота 7,3, длина 20,7 метра), но крупные членения объемов ионические колоннады на всю высоту здания, большие арочные окна, гладкие поверхности стен, на которых рельефно выделяются скульптурные композиции,— все это придает им монументальность. Вместе с тем детали их изящно прорисованы и хорошо воспринимаются на расстоянии и вблизи. В то же время павильоны неотделимы и от сада, с которым их связывают и полуротонды заднего фасада и окружающие их ступени, словно приглашающие опуститься по ним в тенистые аллеи.

Все фасады павильонов парадны, едины по архитектуре и в то же время различны. Садовый фасад более интимен. Главный и боковой фасады, обращенные к городу,— строже и официальнее. В них использованы единые элементы, повторяющиеся в различных сочетаниях — в будущем излюбленный прием ансамблевых композиций Росси. Это придает зданиям цельность. Ионический ордер павильонов — вполне самостоятельная творческая переработка традиционного.

Роль скульптуры в формировании архитектурного образа павильонов велика. Статуи «российских героев» — старого и молодого воинов, символизирующие народ, защитивший Родину, арматура на фасадах, летящие фигуры гениев славы в интерьере повествуют о героических подвигах в Отечественной войне 1812 года. Уже в первых послевоенных петербургских постройках ярко проявляются высокие патриотические чувства зодчего. Скромные парковые павильоны он превращает в сооружения яркой художественной выразительности, в своеобразные монументы в память исторической победы русского народа. Внутри каждого павильона большой зал, расчлененный колоннами. Живопись плафонов и лепные панно на стенах дополняли ранее убранство строгих, но парадных интерьеров.

Во второй половине XIX века пробиваются дополнительные двери и окна. Из шестнадцати статуй, установленных первоначально на павильонах (по восемь на каждом), до нас дошли только пять на угловом павильоне и три на другом. Но и в современном виде павильоны великолепно смотрятся в ансамбле Невского и вносят элемент интересной пластической игры в его многоэтажную фронтальную застройку. Павильоны Росси — классический пример того как «малые формы» могут существенно разнообразить украсить город, если их умело включить в архитектурный ансамбль и если они сами являются произведениями искусства.

Аничков дворец на карте Санкт-Петербурга

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх