Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Невский проспект

Невский проспект, от Дворцовой площади до Казанского собора

14.03.2009 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Дворцовая площадь

Дворцовая площадь

Невский проспект - главная магистраль исторического центра города, в наибольшей степени выражающая его духовный и внешний облик, сочетающая в себе трехвековые пласты историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия. Огромную ценность имеет его пространственно-планировочная структура, развивавшаяся и совершенствовавшаяся вместе с развитием города. В его сложном облике ярко отразились все без исключения исторические эпохи - это подлинная архитектурная энциклопедия.

В то же время это ни в коей мере не "улица-музей под открытым небом", а активно действующий современный городской организм со всеми присущими ему функциями. Начинаясь у Адмиралтейства, проспект завершается у Александро-Невской лавры. Площадь Восстания делит его на две части: основную, собственно Невский, с его уникальными архитектурными памятниками, и Старо-Невский, застроенный в основном доходными домами. Начинаясь почти у Невы, заканчивается проспект на площади Александра Невского, пройдя путь в 4,5 км.

Невский проспект - это система из отдельных элементов, каждый из которых имеет свою самостоятельную структуру, в которую естественно вливаются прилегающие улицы, кварталы и площади. Вместе с тем Невский проспект - главная функциональная, транспортная и мемориальная ось города. В её структуру входят Большая и Малая Морские, Садовая, Михайловская улицы, Владимирский проспект и другие магистрали. Проспект пересекает канал Грибоедова, Мойку и Фонтанку. Это улица банков и музеев, храмов, театров и жилых домов.

ДОМ ВОЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. Невский пр., 2. 1768-1775 гг., арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот; 1845-1846 гг., арх. И. Д. Черник.
Перестроенное И. Д. Черником здание органично вошло в комплекс зданий Главного штаба и министерств.
Перестройка выполнена так искусно, что воспринимается общий грандиозный объем этих зданий.

ДОМ А. Ф. ШИШМАРЕВОЙ. Невский пр., 3. 1779 г.; 1839-1841 гг., арх. А. М. Горностаев, А. П. Брюллов.
Редкий в творчестве этого зодчего пример архитектуры жилого дома со строгим, почти без декора, фасадом.

ТОРГОВЫЙ ДОМ М. И. ВАВЕЛЬБЕРГА (АЭРОФЛОТ). Невский пр., 7-9. 1911-1912 гг., арх. М. М. Перетяткович, ск. Л. А. Дитрих, В. В. Козлов.
Образец неоренессанса, в котором прослеживаются черты венецианского Возрождения. Фасады здания на всю высоту облицованы серым гранитом, из которого выполнены колонны нижнего этажа, наличники окон, пилястры, барельефы. Громадное здание внесло диссонанс в облик проспекта излишне крупным масштабом, что характерно и для других зданий, возводившихся на Невском в начале XX в. Первоначально здесь размещался Санкт-Петербургский торговый банк, ныне - кассы Аэрофлота и ряд магазинов и учреждений.

ДОМА САФОНОВА И ВЕЙМАРА. Невский пр., 8, 10. 1760-е гг., арх. Л. В. Квасов (предположительно).
Частично перестроены. Редкие примеры раннего классицизма с изысканными по рисунку фасадами с хорошо найденными пропорциями. Фасад дома № 8 переделан в 1830-х гг.

ДОМ ЧАПЛИНЫХ. Невский пр., 13. 1804-1806 гг., арх. В. И. Беретти (предположительно).
Многоквартирный четырехэтажный жилой дом - памятник классицизма, образец рядовой застройки. Его фасады отличаются сдержанностью в использовании декоративных элементов. В оформлении дома использованы прямые и треугольные сандрики, сгруппированные по краям фасада над окнами третьего этажа.

ШКОЛА. Невский пр., 14. 1939 г., арх. Б. Р. Рубаненко.
Творчески переосмыслив уроки классицизма, автор естественно вписал новое здание в панораму проспекта. На фасаде надпись, предупреждающая об опасности этой стороны при артиллерийском обстреле - напоминание о блокадных годах. Оно начинает ряд довольно многочисленных зданий на Невском проспекте, построенных или перестроенных в послереволюционное время. Почти все они отлично вписались в панораму проспекта.

АЗОВСКО-ДОНСКОЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК. Большая Морская ул., 3-5. 1907-1909, 1912-1913 гг., арх. Ф. И. Лидваль, ск. В. В. Кузнецов, Я. А. Троупянский.
Характерный памятник неоклассицизма с элементами "северного модерна". Фасады зданий облицованы серым гранитом, это служит своеобразным стилистическим элементом, объединяющим обе постройки в единое целое. Ныне здесь расположена междугородная телефонная станция.

ДОМ Н. И. ЧИЧЕРИНА (ЕЛИСЕЕВЫХ). Невский пр., 15. 1768-1771 гг., арх. С. И. Чевакинский (предположительно); 1814-1817 гг., арх. В. П. Стасов (Большая Морская ул., 14); 1859-1861 гг., арх. Н. П. Гребенка.
Большой жилой комплекс между Невским проспектом, Мойкой, Большой Морской улицей и Кирпичным переулком формировался постепенно, путем расширения, перестроек и надстроек, отразив в своем облике черты переходного стиля (от барокко к классицизму), классицизма (Стасов) и эклектики. Дом строился для петербургского генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина, а в 1858 г. перешел в собственность богатых купцов Елисеевых, перестроивших его.
Здание, возведенное на месте деревянного Зимнего дворца середины XVIII в., является одним из важнейших исторических памятников. В доме жили Д. Кваренги, А. С. Грибоедов, В. К. Кюхельбекер и многие другие известные люди. Здесь был один из центров музыкальной жизни, размещались типография Плюшара, ресторан Талон, Шахматный клуб, Благородное собрание, а в первые годы после революции - Дом искусств, основанный М. Горьким.

ДВОРЕЦ СТРОГАНОВЫХ (НЫНЕ РУССКИЙ МУЗЕЙ). Невский пр., 17. 1740 г., арх. М. Г. Земцов; 1753 г., арх. Ф. Б. Растрелли; 1780-1790-е гг., арх. Ф. И. Демерцов, А. Н. Воронихин (интерьеры); 1840-е гг., арх. П. С. Садовников (южный флигель, интерьеры).
Здание является выдающимся памятником барокко. Центр главного фасада выделен ризалитом с парными колоннами, красоту фасада подчеркивают кованые железные решетки под окнами бельэтажа. Выразителен и пластичен скульптурный декор. Фасад на Мойку отмечен четырехколонным портиком. Главный двухсветный зал украшен живописью и лепкой (автор плафона - Д. Валериани).
Характерны и выразительны по отделке разнообразные интерьеры конца XVIII в., особенно во втором этаже корпуса, выходящего на Невский проспект. Тогда же вместо одноэтажных дворовых флигелей появились новые корпуса, равные по высоте главному.
Реставрация дворца продолжается и сейчас, в отреставрированных залах размещены экспозиции и выставки Русского музея.

ДОМ К. Б. КОТОМИНА. Невский пр., 18. Начало XVIII в.; 1812-1816 гг., арх. В. П. Стасов.
Композиционно и по масштабу этот дом связан с другими зданиями на пересечении Мойки и Невского проспекта. Характерные элементы фасадов - угловые четырехколонные лоджии и центральный портик. Здание, украшенное эффектным карнизом на кронштейнах, является образцом высокого классицизма, одним из первых доходных домов. Здесь находилась знаменитая кондитерская Вольфа и Беранже, откуда А. С. Пушкин отправился к месту дуэли.

ДОМ ГОЛЛАНДСКОЙ ЦЕРКВИ. Невский пр., 20.1797 г., арх. И. Кребер; 1831-1837 гг., арх. П. П. Жако.
Памятник высокого классицизма с лоджией, портиком и куполом. Церковный зал выделен на главном фасаде коринфским портиком, который объединяет три этажа. В круглом колонном зале декоративная живопись украшает подкупольное пространство. В дворовых жилых флигелях примечательны многоярусные галереи. Ныне здесь располагаются библиотека и выставочный зал.

ТОРГОВЫЙ ДОМ Ф. Л. МЕРТЕНСА. Невский пр., 21. 1911-1912 гг., арх. М. С. Лялевич, ск. В. В. Кузнецов; 1990-е гг., арх. В. Э. Струзман (внутренняя реконструкция).
Монументальный трехарочный фасад замыкает перспективу Большой Конюшенной улицы. Пример неоклассицизма с элементами модерна. Дом принадлежал владельцу крупной фирмы, торговавшей мехами и меховыми изделиями, Ф. Л. Мертенсу. Здесь размещались магазин, подсобные помещения и мастерские фирмы.

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. ПЕТРА. Невский пр., 22-24. 1833-1838 гг., арх. А. П. Брюллов, ск. А. Трискорни, Т. Жак. Церковные дома: 1746-1752 гг., арх. И. Г. Кемпф; 1831-1833 гг., арх. Г. Р. Цолликофер. Надстроены в 1909-1910 гг. Петершуле (училище св. Петра): 1760-1762 гг., арх. Г. Х. Гофман; 1799 г., арх. Д.Феррари; 1876-1877, 1913-1915 гг., перестройки.
Первоначально носила название "Кирки на першпективе". Церковь построена в формах романского зодчества и вместе с позднеклассическими жилыми домами и барочным школьным зданием в глубине участка образует весьма своеобразный законченный комплекс. В школе учились М. П. Мусоргский и многие другие деятели культуры и науки. В доме № 22 находилась известная книжная лавка и библиотека А. Ф. Смирдина, где бывали Пушкин, Гоголь, Крылов.

ДОМ ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ КАЗАНСКОГО СОБОРА. Невский пр., 25. 1813-1817 гг., арх. В. П. Стасов; 1842 г., арх. Г. Р. Цолликофер (дворовые флигели); 1933 г., арх. И. Г. Капцюг (надстройка четвертого этажа); 1990-е гг., реконструкция.
Характерный образец архитектуры высокого классицизма, образующий вместе с соседними домами фон для Казанского собора. Недавно проведенная под руководством архитектора С. И. Соколова реконструкция здания дала ему новое звучание, особенно интересен своим пространственным решением двор-атриум.

ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ МОЙКУ. 1806-1808 гг., арх. В. И. Гесте; 1900-е гг., арх. Л. А. Ильин (реконструкция).
Первоначальный подъемный мост (1720 г.) был деревянным. В 1735 г. он был перестроен и окрашен в зеленый цвет, от которого и получил свое название. В 1806-1808 гг. на его месте по проекту архитектора В. Гесте построен первый в городе металлический мост из отдельных чугунных секций (кессонов), скрепленных болтами.

ФИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. МАРИИ. Большая Конюшенная ул., 6-а. 1803-1805 гг., арх. Г. X. Паульсен; 1870-е гг., арх. К. К. Андерсон; 1890-е гг., арх. Л. Н. Бенуа.
Невский проспект издавна называют улицей "веротерпимости" - здесь и на соседних улицах сосредоточено немало храмов разных конфессий, среди которых и финская церковь св. Марии. Эта небольшая одноглавая с четырехколонным портиком классическая церковь - самое раннее здание на улице.
История храма восходит к 1733 г., когда императрица Анна Иоанновна постановила строить молитвенный дом, общий для финнов и шведов, составлявших тогда одну общину. Прихожанами молитвенного дома были финские ювелиры, портные, сапожники, повара, горничные.

ТОРГОВЫЙ ДОМ ГВАРДЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (ДЛТ). Большая Конюшенная ул., 21-23. 1908-1909; 1912-1913 гг., арх. Э. Ф. Виррих, Б. Я. Боткин, Н. В. Васильев, С. С. Кричинский, И. В. Падлевский, И. Л. Балбашевский.
Крупнейшее торговое здание начала XX в. с огромным внутренним пространством, при строительстве которого был применен железобетон. На Мойке, дом № 36, для Общества был тогда же построен доходный дом, реконструированный в 1990-х гг. Напротив торгового дома - дом № 19 - своеобразный памятник "северного модерна" (1905 г., арх. Ф. И. Лидваль).
В 1990-х гг. к ДЛТ со стороны Волынского переулка пристроен многоярусный гараж-стоянка - пример интересной интерпретации модерна (мастерская Мамошина).

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Большая Конюшенная ул., 25. 1770-1773 гг., арх. Ю. М. Фельтен; 1858 г., арх. Ю. О. Дютель.
Скромное двухэтажное здание получило свой облик в формах эклектики после перестройки в середине XIX в. Ныне - пример рядовой застройки.

ШВЕДСКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. ЕКАТЕРИНЫ. Малая Конюшенная ул., 1-3. 1863-1865 гг., арх. К. К. Андерсон.
Храм, в облике которого видны элементы и формы средневекового зодчества, образует небольшой ансамбль с жилым домом № 1 (угол Шведского пер.; 1862 г., арх. К. К. Андерсон) и с жилым домом № 3 в формах модерна (1904-1905 гг., арх. Ф. И. Лидваль). В дворовом флигеле дома № 3 находился концертный зал.

ДОМ Г. И. ГАНСЕНА. Невский пр., 26. 1873-1875 гг., арх. В. А. Кенель; 1912 г., арх. К. К. Шмидт (частичное изменение декора фасадов).
Ценный исторический и архитектурно-художественный памятник, биография которого насчитывает уже более двух столетий. Здание, построенное ещё в 1776-1777 гг. для камер-фурьера полковника П. П. Трунова, как и соседний дом № 28 (ныне на его местe Дом книги), было трехэтажным, типичным для застройки Невского проспекта, что хорошо видно на известной панораме В. С. Садовникова. Нынешний облик дом приобрел после полной перестройки по проекту В. А. Кенеля, частичные изменения осуществлены в 1910 г. и позднее. Реставрация 1990-х гг. вернула прежний облик многим интерьерам.

Сохранились мраморные ступени и полы лестничных маршей, дубовые двери, перегородки из красного дерева, латунные ручки, элементы характерного для эклектики лепного декора, мраморные подоконники, ограждения лифта в стиле модерн, высокие столбы для осветительных приборов.

В прежнем доме до 1818 г. жил зодчий Л. Руска. В 1871 г. дом был разобран, новое здание построено для норвежского подданного Г. Гансена. Кроме квартир в новом доме разместилось множество контор, магазинов, банков и пр. В образе здания большую роль играют окна-витрины первого и второго этажей, перекрытые железными балками. Простенки - узкие кирпичные столбы. Три верхних этажа - эклектика с чертами барокко. Наиболее интересны планировка и отделка помещений. В 1881 г. здесь появилась первая телефонная станция (на крыше), связавшая Петербург с Гатчиной.

ЗДАНИЕ АО "ЗИНГЕР И К0 (ДОМ КНИГИ). Невский пр., 28 -наб. канала Грибоедова, 21. 1902-1904 гг., арх. П. Ю. Сюзор, ск. А. Л. Обер, А. Г. Адамсон.
Выдающийся памятник стиля модерн, создающий композиционный акцент в панораме магистрали, главное звено квартала между каналом Грибоедова и Малой Конюшенной улицей. Построено для известной американской фирмы по изготовлению швейных машин.

В облике здания привлекает внимание угловая часть с сильно вытянутым вверх куполом, завершенным огромным глобусом, поддерживаемым двумя скульптурными группами. Фасады облицованы полированным и кованым гранитами, украшены бронзовыми деталями, дворовые - глазурованным отделочным кирпичом. Это один из первых примеров использования металлического каркаса, заполненного кирпичом. Здесь устроены световые дворики, система внутренних водостоков. В инженерном обеспечении этого сложного многофункционального организма участвовали лучшие фирмы. Богато и широко задуманы и выполнены интерьеры с разнообразной отделкой.

ДОМ ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО КРЕДИТА. Наб. канала Грибоедова 13. 1888-1890 гг., арх. П. О. Сюзор, ск. Д. И. Иенсен, А. М. Опекушин.
Здание стоит недалеко от Дома книги и характеризует более ранний творческий этап зодчего. Дом эффектно смотрится и с Невского проспекта, и в перспективе Итальянской улицы. Поставленное на гранитном цоколе, с богатым эклектическим декором, здание напоминает дворец. Скульптуры атлантов, аттик, переходящий в купол, художественный металл- все подчеркивает солидность, надежность учреждения. Центральный ризалит акцентирован "триумфальной аркой" - проемом-витражом. При строительстве здания было установлено совершенное инженерное оборудование. Не случайно именно Сюзору довелось строить дом Зингера - он опирался на богатый предшествующий опыт. Ещё раньше, в 1875 г., он перестроил соседний дом № 15 (Малая Конюшенная ул., 10), придав ему чрезвычайно представительный, нарядный вид. Этим постройкам Сюзора свойственны некоторые черты барочного стиля.

Посмотреть на карте Невский проспект, от Дворцовой площади до Казанского собора

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх