Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Невский проспект от канала Грибоедова до Фонтанки

Невский проспект от канала Грибоедова до Фонтанки

06.04.2009 раздел: Прогулки по Санкт-Петербургу 1 комментарий
В. Садовников. Вид Аничкова дворца с парадного входа

В. Садовников. Вид Аничкова дворца с парадного входа

Невский проспект пересекает канал Грибоедова по Казанскому мосту. Казанский мост — второй после Синего по ширине в Петербурге (95 метров). В старину на этом месте была река Глухая. Водная протока была проложена при Анне Иоанновне, при Екатерине II речку спрямили и сделали вдоль нее гранитные набережные. Позже получившийся канал назвали Екатерининским. Местные жители именовали его «Катькина канавка». В советское время в 1923 г. канал был назван в честь писателя Александра Грибоедова.

Проходя по мосту остановитесь, чтобы полюбоваться замечательными видами, которые открываются вдоль канала. Слева, за колоннадой Казанского собора, вы увидите Банковский мост с золочеными грифонами, а справа — купола храма Спаса на Крови. Если вам захочется совершить водную прогулку, то вы можете нанять моторную лодку на набережной и проехать по каналам.

Здание компании Зингер (Дом Книги)

Возле Казанского моста стоит характерное здание бывшего торгового дома компании по производству швейных машин «Зингер». В нем сейчас расположен крупнейший книжный магазин Петербурга — Дом книги. Это здание было построено под руководством Павла Сюзора в 1904 г. в стиле модерн с применением последних достижений тогдашней технологии: железобетонный каркас, обилие стекла и металла, 3 сорта гранита в облицовке, перекрытый стеклянной крышей внутренний дворик, лифты. Над зданием — конический стеклянный купол, увенчанный глобусом. Этот символ всемирного могущества компании поддерживают две бронзовые девицы: «Зингер» на русском рынке была монополистом по продаже «женского» инструмента — швейных машинок. Сейчас горожане любят этот необычный дом, который даже стал одним из символов города. А в свое время здание считалось образчиком дурного вкуса. Первоначально планировали (возвести 11-этажный дом, но этому помешал императорский декрет о том, что все гражданские сооружения должны быть как минимум на два метра ниже Зимнего дворца. До революции в витрине торгового дома сидели женщины-швеи и демонстрировали работу швейных машин, привлекая покупателей. Интерьер с тех пор существенно изменился. Однако сохранились некоторые старинные украшения. Обратите внимание на латунный плющ, обвивающий железные кованые перила.

Думская улица и Портик Перинной линии

Думская улица возле Гостиного Двора — это одно из немногих опасных мест в центре города. Там постоянно крутятся карманники и различные мошенники. Элегантный классический портик (в котором сейчас располагается театральная касса) и пункт обмена валюты — места «работы» криминальных элементов. Рядом находится вход в подземный переход, ведущий к станции метро «Невский проспект».

Городская дума

Название улицы — Думская — связано с тем, что здесь, в здании, выходящем на Невский, размещалась Городская дума, то есть дореволюционное муниципальное управление. Это был один из немногих выборных органов в городе. Дума была распущена большевиками в 1918 г., о чем напоминает мемориальная табличка советского времени. Трехъярусная красная с белым башня Думы была возведена в 1804 г. архитектором Феррари. Она использовалась в качестве пожарной каланчи и для оптической телеграфной связи между Зимним дворцом и Царским Селом. По иронии судьбы, бывшая пожарная каланча сама пострадала от пожара в 2000 г.
Башня примыкает к зданию Городской думы, учрежденной в 1785 г. Фасад здания выходит на Думскую улицу. Со стороны Невского к думскому зданию примыкают так называемые Серебряные ряды (1787, архитектор Кваренги), где располагались ювелирные магазины. Аркада Серебряных рядов схожа с аркадой знаменитого Гостиного двора (1761 — 1775, архитектор Валлен-Деламот), который занимает следующий квартал на Невском.
В XVIII в. между Гостиным двором и Серебряными рядами находилась Перинная линия, вход в которую оформлял шестиколонный портик (1802 -1804. арх. Руска).
Несколько смещенный от проспекта при строительстве метро в 1950-х, портик существует и ныне, хотя от прежней линии ничего не осталось – нынешнее здание Перинных рядов построено в 1999 — 2003 гг.
Проект Валлен-Деламота оказался столь удачен, что по его образцу в Петербурге стали строиться и другие аналогичные торговые заведения — Серебряные ряды, Круглый рынок, Апраксин двор и бывший Никольский рынок на Садовой.


Гостиный Двор

На другой стороне Невского проспекта напротив Пассажа находится Гостиный Двор XVIII в. (ежедневно с 10.00 до 22.00). Его колоннада протянулась на 230 м вдоль проспекта. Периметр здания – 1 км.На строительство этого здания ушло более шестидесяти лет. В старину «гостиными дворами» назывались торговые и складские помещения для приезжих купцов. «Гостями» на Руси называли приезжих купцов, поэтому «гостиные» дворы, ряды, рынки — обязательная принадлежность старых русских городов.
Купцы там жили, хранили свои товары и торговали ими. Каждой категории товаров было отведено свое место. Определение «ряды» возникло ещё в допетровские времена, когда продажа какого-либо товара сосредотачивалась в одном месте — лавки выстраивались в ряд, в линию, и эти линии имели соответствующие названия. Например, вдоль фасада Гостиного двора, обращенного к Городской думе, шла Большая Суровская линия, где продавали шелка, привозимые из-за Сурожского (Азовского) моря; вдоль Невского шла Суконная линия, вдоль Садовой — Зеркальная.
 Было даже специальное место, где продавали краденое. В XIX в. каждый купец знал, что чем хуже проданный товар, тем меньше он прослужит, а значит, тем скорее покупатель придет за новым. Торговцы не ограничивались тем, что зазывали прохожих в лавки, но даже безо всяких церемоний хватали их за руки и за полы одежды и втаскивали внутрь. Общая протяженность торговых рядов составляет около километра. В наши дни там расположены преимущественно магазины, торгующие мехами и одеждой известных дизайнеров. С галереи, расположенной на внешней стороне здания, открываются замечательные виды. Там разместилось несколько кафе. Во время ремонтных работ на галерее в 1965 г. был найден клад — золото, спрятанное купцами.
Рядом с Гостиным Двором на Невском толкутся «красные бабушки», которые продают литературу ультраправого и ультралевого толка, а также люди, усиленно рекламирующие автобусные экскурсии по Петербургу и в императорские дворцы. Эти экскурсии проводят несколько туристических компаний. Их киоски находятся рядом с Думской улицей.

Дом Энгельгарда

На углу Невского и канала Грибоедова, в доме Энгельгардта (д. 30), находится выход м. «Невский проспект».
В. В. Энгельгардт, внучатый племянник Г. А. Потемкина, в молодости вместе с Пушкиным посещал кружок «Зеленая лампа», в который входили многие будущие декабристы. После женитьбы, став владельцем стоявшего на этом месте дворца, построенного когда-то Растрелли, Энгельгардт его перестроил (1829 -1830, архитектор Жако) и начал устраивать здесь музыкальные вечера, балы и маскарады, которые удостаивал своим посещением и Николай I. Это здание стало основным концертным залом Петербурга. После реставрации в 1949 г. в доме открыт Малый зал им. Глинки Ленинградской филармонии.
В 1971 году, в связи со строительством станции метро «Гостиный двор» дом был реконструирован. Перед входом в наземный вестибюль станции появилась глубокая ниша, которая приобрела необыкновенную популярность среди тусующейся здесь с утра до вечера молодежи. На сленге это место называется «Климат».

Армянская церковь

В царское время Невский проспект называли «улицей веротерпимости», так как на нем располагались культовые здания самых разных конфессий. На противоположной стороне от Гостиного Двора стоит Армянская церковь, ажурное классическое здание, построенное в 1770-е годы архитектором Ю. М. Фельтеном. В советское время храм был превращен в мастерскую. Сейчас он отреставрирован и вновь используется для богослужений. Декор простой, но элегантный, в пастельных тонах и с отделкой из искусственного мрамора. Во дворе — фонтан в виде посеребренного ведра с гранатами и виноградом. За церковью — широкая, обсаженная деревьями Михайловская улица. По ней приятно пройтись до площади Искусств и Михайловского дворца (в котором находится Русский музей).

Всю западную сторону улицы занимает гостиница класса люкс «Гранд Отель Европа». Это здание было возведено в 1873—1875 гг., но впоследствии, существенно перестроено архитектором-модернистом Федором Лидвалем. После Гражданской войны в здании открыли детский приют. В 1980-е годы его полностью отреставрировала совместная шведско-российская фирма. Бар-ресторан отеля «Садко» — это уютное место, где можно посидеть и понаблюдать за уличной жизнью Невского.

Костел Святой Екатерины

Дальше на той же стороне проспекта, в середине следующего квартала, немного в глубине стоит костел Святой Екатерины, главный римско-католический храм Петербурга. Его ступени облюбовали уличные художники. Костел украшает громадный арочный портал. На парапете вдоль фасада арки фигуры евангелистов. Закладка храма (проектировал архитектор Валлен-Деламот) состоялась в 1763 г., руководил строительством архитектор Ринальди, освящен храм в 1783 г. По обе стороны от храма, уже по линии застройки, симметрично расположены два жилых дома. В начале XIX в. костел располагал библиотекой в 60 тыс. томов на 30 языках. При костеле имелась школа для мальчиков и девочек. Костел Св. Екатерины посещали многие знаменитые европейцы, приезжавшие в Петербург: Т. Готье, А. Мицкевич, О. де Бальзак, Ф. Лист, А. Дюма.
В костеле похоронен генерал Моро, француз, который воевал на стороне русских против Наполеона и был смертельно ранен в битве при Дрездене (1813). Здесь же был погребен последний польский король Станислав Понятовский. В 1938 г. его останки возвратили на родину.
На молодежном жаргоне площадь перед костелом называется «Паперть».

Малая Садовая, Елисеевский магазин и Пассаж

Вернувшись на Невский, вы можете пройти по подземному переходу на пересечении проспекта с Садовой улицей. В переходе юные музыканты играют для прохожих до глубокой ночи. Повернув в переходе направо, вы выйдете наверх возле круглосуточного кафе «Жили-были». Рядом будет Малая Садовая улица, идущая на север от Невского. На этой пешеходной улице есть несколько кафе под открытым небом и маленькие симпатичные статуи. Посмотрите наверх — на уровне второго этажа в 20 м от Невского на противоположных домах два выступа: на одном стоит черный кот, а на другом — белая кошка. На улице стоит бронзовый памятник. Это знаменитый фотограф Карл Булла. Его фотографии Петербурга последнего десятилетия царской России стали классическими. Загляните во дворы домов номер 3 и 4. Во дворе дома номер 3 стоит памятник умершей собаке местного художника, а во дворе дома номер 4 — изумительная кованая детская площадка в стиле модерн.

На углу Малой Садовой и Невского находится петербургское отделение знаменитого дореволюционного продовольственного Елисеевского магазина (с понедельника по пятницу с 10.00 до 21.00, по субботам и воскресеньям с 11.00 до 21.00). В советское время магазин носил безликое название «Гастроном номер 1». Здание было построено в 1902—1903 гг. Это один из самых эффектный образчиков стиля модерн. Интерьер за сто лет почти не изменился. Самый красивый зал находится слева от входа в магазин. В нем продают деликатесы. Высокие потолки украшены золотой филигранью. На стенах — дивные кованые цветы, а с потолка свисают изящные люстры.

Полюбовавшись на старинный магазин и сделав там покупки, вы можете вернуться на Невский и по подземному переходу пересечь Садовую улицу. Ha северной стороне проспекта вы увидите тумбы с рекламами двух торговых домов. В доме номер 48 находится Пассаж (с понедельника по субботу с 10.00 до 21.00, по воскресеньям — с 11.00 до 21.00). Это галерея магазинов длиной 180 м, построенная в 1846 г. Сюда заходили представители высших сословии Петербурга. Здесь продают фарфор, антиквариат, обувь и косметику. Стены канареечно-желтые с темно-красной мраморной отделкой, крыша стеклянная, как в московском ГУМе. Здание «Пассажа» на Невском (1846 — 1848, арх. Желязевич) протянулось от Невского до Итальянской улицы. С применением железных конструкций в строительстве появилась возможность перекрывать большие пространства стеклянными крышами. Рост торговли и предпринимательства потребовал создания новых типов зданий — больших крытых вокзалов и рынков. Французским словом «пассаж» (франц. passage «проход») стали обозначать крытый стеклянной крышей проход между рядами торговых магазинов. В XIX в. пассажи строились во многих крупных городах Европы. Здесь, кроме магазинов, располагались разного рода развлечения: бильярдные, «анатомический музеум», «механический театр», «кабинет восковых фигур», разнообразные панорамы и диорамы, а также рестораны и кондитерские.
Третий этаж Пассажа занимали квартиры. В бельэтаже, выходящем на Итальянскую улицу, находился концертный зал, где устраивались музыкальные вечера и публичные лекции. При перестройке здания (1899 -1900) появился ещё один этаж, на первом и втором этажах были прорезаны огромные окна-витрины, частично изменена внутренняя планировка. В 1904 г. театр «Пассаж» арендовала знаменитая актриса Вера Комиссаржевская. Во время блокады в Пассаже давал спектакли Блокадный театр, организованный артистами-блокадниками и позже получивший имя Комиссаржевской.

Недавно открывшийся «Гранд Палас», расположенный в доме номер 44 (ежедневно с 11.00 до 21.00), оформлен ещё более пышно, но не так элегантно. Он ориентирован преимущественно на богатых россиян, которые спокойно могут отдать $500 за пару обуви. Если выйти из Пассажа на Итальянскую улицу, вы попадете сразу на площадь Искусств рядом с Русским музеем.

Вплоть до середины XIX века Фонтанка служила границей между городом и предместьями. Застройка этой части города каменными домами началась только в 1840-е годы. Архитектурных шедевров тут немного, преобладают здания рядовой застройки трех последних царствований. Невский перестает быть парадным и столичным — за Фонтанкой он по преимуществу торговый и привокзальный, со сгущением гостиниц и заведений общепита разного толка

Аничков мост

Невский проспект пересекает Фонтанку по Аничкову мосту, длина которого – 54 метра. Конструкция была возведена в середине XIX в. вместо узкого разводного моста, построенного в XVIII в. полковником М. Аничковым, командира батальона, построившего в 1715 г. первый деревянный мост через Фонтанку. Мост многократно перестраивался, но название его сохранилось.
Мост украшен четырьмя выразительными скульптурными композициями, изображающими юношей, которые укрощают диких коней. Скульптуры были выполнены Петром Клодтом по заказу Николая I. С первых двух пар скульптур были сделаны копии и по указанию царя отправлены в Берлин и Неаполь. Затем П. Клодт сделал две новые скульптуры. Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из символов Петербурга.
Во время Великой Отечественной войны скульптуры закопали в землю возле Аничкова дворца, чтобы они не были повреждены при обстреле.
Мост очень красив. С него открывается замечательная перспектива. Чуть выше моста Фонтанка делает величественный изгиб и протекает у золотисто-желтых стен Шереметевского дворца. Ниже моста на берегах: реки стоят друг напротив друга ещё два дворца — Аничков и Белосельских-Белозерских.

Аничков дворец

Угол Невского проспекта и Фонтанки занимает большой классический архитектурный ансамбль, в который входит Кабинет (канцелярия), учрежденный Александром I, и Аничков дворец кремового цвета. Дворец получил свое название по имени подполковника Аничкова, командовавшего строительным батальоном, построившим этот мост. В 1741 г. императрица Елизавета приобрела этот участок и построила дворец для своего фаворита Алексея Разумовского, с которым состояла в морганатическом браке.
В те времена гораздо более важной транспортной артерией города была набережная реки Фонтанки. По
этому главный фасад дворца обращен в сторону Фонтанки, от которой к входу был прорыт подъездной канал с гаванью-ковшом.
Впоследствии Екатерина Великая подарила дворец своему фавориту Потемкину. В начале XIX в. дворец перешел в казну. Канал и гавань были засыпаны, и на их месте в 1803-1805 гг. Кваренги построил ансамбль из двухэтажных торговых рядов, вытянувшихся вдоль Невского проспекта и набережной Фонтанки. Первые этажи рядов представляли собой открытые арочные галереи. В1817 — 1818 гг. Росси выстроил два павильона, выходящих на Невский, и сделал решетку для дворцового сада. У павильонов стоят фигуры русских витязей (скульптор Демут-Малиновский). В 1817 г. здесь поселился будущий царь Николай I. После него во дворце по традиции жили наследники престола. В советские времена здание принадлежало Дворцу пионеров им. Жданова. Сейчас он носит название «Дворец творчества юных». Дворец открыт для туристов только во время концертов и других мероприятий. Вход через литые ворота с Невского проспекта.

Дворец Белосельских-Белозерских

На другом берегу Фонтанки разместился дворец Белосельских-Белозерских (№ 41), он был построен в 1846 году Андреем Штакеншнейдером для богатейшего семейства, князей Рюриковичей. В архитектуре здания просматриваются черты барокко XVIII в.
В 1884 году Белосельские-Белозерские продали дворец в казну. Сначала здесь жил бездетный великий князь Сергей Александрович, младший брат Александра III, затем он был назначен московским генерал-губернатором и перебрался в Первопрестольную. Перед революцией во дворце поселился племянник Сергея Александровича, великий князь Дмитрий Павлович, известный петербургский плейбой, один из участников убийства Распутина. Последними хозяевами дворца были великий князь Сергей и Елизавета Гессенская. После того как в 1905 г. князь был убит нигилистами, княгиня удалилась от мира, основала монастырь и стала его настоятельницей. Однако это не спасло её от большевистской расправы, она погибла в 1918 г. В 1990 г. Елизавета канонизирована Русской православной церковью, и её прах покоится в Иерусалиме.

Здание украшено атлантами, коринфскими колоннами и сводчатыми оконными рамами. Раньше фасад был выкрашен в темно-красный цвет, который на закате приобретал удивительные малиновые оттенки. К сожалению, к трехсотлетию города здание перекрасили в розовый цвет, и оно стало не таким эффектным. Сохранились роскошные интерьеры анфилады второго этажа, стилизованные под Растрелли.
Сейчас здесь муниципальный культурный центр и мемориальный музей Анатолия Собчака. Возможно, вам захочется посетить городское туристическое бюро, парадные залы и выставку восковых фигур (отдельный вход с Невского проспекта), которые размещены в этом здании. Это лучшая из выставок восковых фигур в Петербурге. Она состоит из двух секторов (открыта ежедневно с 11.00 до 18.00; входной билет в каждый сектор стоит 100 р.).
Композиции посвящены центральным событиям российской истории. Фигуры необычайно реалистичны. Помимо известных российских исторических личностей экспозиция представляет Казанову и барона Мюнхгаузена, которые посещали Россию во времена Екатерины Великой.

Расположенные наверху парадные залы (11.00–18.00; 100 р.) иногда закрыты по субботам и воскресеньям или во время концертов. Посетителей пускают туда только группами, вместе с экскурсоводом, поэтому иногда приходится ждать, пока накопится достаточное число туристов. Обратите внимание, как висят зеркала на большой лестнице. При помощи них княгиня могла видеть заходящих в дом гостей и выходила приветствовать только тех, кому отдавала предпочтение. Пройдя через ряд приемных, гости попадали в аудиенц-зал, а затем — в бальный зал (где сейчас проводят концерты). Первоначальный концертный зал дворца отделан дубовыми панелями и филигранью. Потолок покрыт узорами и цветами в эклектичном стиле 1880-х годов.

Посмотреть Невский проспект на карте

См. также:

Краткая история Невского проспекта

Прогулки по Санкт-Петербургу: Невский проспект от Адмиралтейства до Мойки

Прогулки по Санкт-Петербургу: Невский проспект от Мойки до канала Грибоедова

Прогулки по Санкт-Петербургу: Невский проспект у Александро-Невской лавры

Рейтинг материала:
5
Your rating: None Average: 5 (1 vote)







Комментарии

editor
12.08.2009
Оценка: 
5


XVIII в. Александровская колонна ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Астория Б. Растрелли барокко буддийский храм В. Баженов В. Бренна Васильевский Васильевский остров Выборг Выборгский замок Гатчина Главный штаб Гоголь в Петербурге Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцы Елагин остров Ж. Леблон загородные царские резиденции Зимний дворец Золотой треугольник И. Браунштейн Исаакиевский собор К. И. Росси К. Росси Казанский собор Казначейская улица Каменноостровский проспект Каменный остров канал Грибоедова классицизм Коломна культовые сооружения Летний дворец Петра I Лидваль М. Земцов Мариинский дворец Михайловский замок Мойка набережные Невы Нева Невский проспект О. Монферран Ораниенбаум острова Павловск памятник А. С. Пушкину памятник Николаю I Петербург Достоевского Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость прогулки по Выборгу Р. Марфельд Русский музей русский стиль С. Чевакинский Сенная Синий мост собор Средний проспект ВО Стрелка Васильевского острова Стрельна Съезжинская улица Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга Фонтанка Царское Село центр Петербурга Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх