Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Храмы Петербурга

Казанский собор

11.03.2009 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Казанский собор

Казанский собор

Казанский собор — выдающийся памятник русской архитектуры начала XIX века.
Ранее на месте собора на Невском проспекте близ Екатерининского канала стояла небольшая каменная церковь, построенная архитектором М. Г. Земцовым в 1733–1737 годах. В связи с постройкой собора церковь была сломана, и здесь после сноса нескольких зданий возникла обширная городская площадь.

История создания Казанского собора

В 1799 году состоялся конкурс на разработку проекта нового собора. 14 ноября 1800 года был утвержден проект, исполненный А. Н. Воронихиным. Здание заложено 27 августа 1801 года. Постройка собора длилась целое десятилетие.
Собор имеет в плане форму латинского креста. В соответствии с традицией его алтарная часть выходит на восток. На Невский проспект обращен северный фасад собора, к которому примыкает грандиозная колоннада из 96 поставленных в четыре ряда коринфских колони. Она охватывает широкую полуциркульную площадь перед собором. Крылья колоннады замыкаются монументальными порталами, решенными как сквозные проезды. Воронихин предполагал повторить колоннаду на южном фасаде собора, но постройка её не осуществилась.

Внутреннее пространство собора расчленено на три нефа. Колоннады из двух рядов коринфских колонн несут цилиндрические своды. Четыре мощных пилона служат опорой подпружных арок и парусов, поддерживающих барабан и купол, со стоящий из трех оболочек. Нижняя из них имеет широкое отверстие диаметром 6.7 метра. Вторая, средняя, оболочка прорезана у основания окнами-люкарнами, освещающими пространство между двумя сводами. Внешняя оболочка купола выполнена из кованого железа на металлической основе в виде радиально расходящихся ребер. Это первый в мире металлический купол. Стройный и легкий купол на высоком барабане, обработанном пилястрами, возвышается над развернутыми по горизонтали колоннадами, увенчанными широким поясом антаблемента и балюстрад.

Убранство Казанского собора

Во внешнем оформлении собора широко использована скульптура. Рельефное панно над восточным проездом «Источение Моисеем воды в пустыне» исполнено И. II. Мартосом, над западным- «Воздвижение медного змия» — И. П. Прокофьевым. Фриз на аттике церковной абсиды, изображающий «Вход в Иерусалим», принадлежит Ж. Рашетту.
Автором барельефов «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», помещенных в северном портике, был Ф. Г. Гордеев. В нишах стоят четыре бронзовые статуи. Две из них — «Св. Владимир» и «Александр Невский» — отлиты по моделям С. С. Пименова, статуя «Иоанн Креститель» — по модели И. П. Мартоса и «Андрей Первозванный» — по модели В. И. Демут-Малиновского.

Отливка статуй была поручена лучшему русскому литейщику начала XIX века — B. П. Екимову. Не все задуманные Воронихиным скульптуры были изготовлены и не все сохранились. У портиков северной колоннады на сохранившихся пьедесталах были установлены гипсовые статуи архангелов Михаила и Гавриила. Их предполагали исполнить из бронзы, однако в 1827 году фигуры были удалены, и с тех пор пьедесталы пустуют. Из барельефов внутри собора сохранились только два: «Шествие на Голгофу» — Ф. Ф. Щедрина и «Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду» — Ж. Рашетта.

Барельефы и статуи на фасадах собора — выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность. Статуи св. Владимира и Александра Невского — лучшие из работ Пименова.

В 1805–1806 годах для собора были отлиты из бронзы створы северных дверей, воспроизводящие «Райские двери» Баптистерия во Флоренции работы знаменитого флорентийского скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Гипсовый слепок этих дверей Академия художеств приобрела в 1774 году. Отливку и чеканку бронзовой копии дверей исполнил Екимов. Порядок размещения на дверях изменен. Bopoнихин создал иное их обрамление.
Во внутреннем оформлении собора наряду со скульпторами участвовали такие выдающиеся русские живописцы, как В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, О. А. Кипренский, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, С. А. Бессонов. Ими были исполнены образа для иконостаса собора.

После передачи здания собора Музею истории религии и атеизма в 1932 году находившееся в нем живописные произведения пополнили собрание Государственного Русского музея. На месте остались написанная С. А. Бессоновым «Тайная вечеря», помещенная на своде алтаря, и работы художников А. И. Иванова, Г. И. Угрюмова, С. Щукина и Ф. И. Яненко.

Фасады собора облицованы пудостским камнем. Из блоков этого же камня исполнены колонны собора, капители, антаблемент, балюстрады, барельефы и пр. Очень удачно камень использован и в интерьерах собора.
Великолепные колоннады из 56 коринфских колонн, вытесанных из монолитов розового финляндского гранита, создают основной художественный эффект оформления внутреннего пространства собора. Колонны выломаны и обработаны в начале XIX века прославленным мастером каменных работ, вологодским крестьянином Самсоном Сухановым. Бронзовые капители колонн отлил на заводе Ч. Берда литейщик Тарас Котов.

Могила М. И. Кутузова

В 1813 году в соборе был погребен герой Отечественной войны 1812 года фельдмаршал М. И. Кутузов. Гроб установлен в склепе в северном приделе у стены, направо от входа. Над могилой вделана в стену доска красного мрамора с надписью. Большая картина Ф. Я. Алексеева над этой доской изображает «Крестный ход у Кремля после освобождения Москвы от польских захватчиков в октябре 1612 года».
В соборе были размещены многочисленные трофеи Отечественной войны 1812- 1815 годов: 107 знамен и штандартов, ключи от 8 крепостей и 17 городов, а также жезл маршала Даву. Тем самым Казанский собор приобрел характер мемориального сооружения.
Значение Казанского собора как памятника Отечественной войны ещё усилилось после того, как на площади перед северным фасадом были установлены памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли.
Площадь у собора являлась традиционным местом революционных демонстраций. Первая из них состоялась 6 декабря 1876 года. Одним из её организаторов был Г. В. Плеханов. В память об этом на фасаде собора установлена мемориальная доска, а площадь носила имя Плеханова.

Собор значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. Его облицовка со временем обветшала. Все фасады собора были реставрированы в 1964- 1968 годах. Купол собора, покрытый первоначально луженым железом, в 1950-х годах покрыт листовой медью.
Работы по сооружению собора имели огромное градостроительное значение. Они явились важным этапом в формировании застройки и обогащении облика Невского проспекта.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх