Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Невский проспект

Невский проспект, от Казанского собора до Аничкова дворца

14.03.2009 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Казанский собор

Казанский собор

КАЗАНСКИЙ СОБОР. 1801-1811 гг., арх. А. Н. Воронихин, ск. Ф. Г. Гордеев, В. И. Демут-Малиновский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев.
Шедевр русского классицизма, один из самых выдающихся примеров синтеза искусств. Грандиозная колоннада, образующая площадь, связывает собор с Невским проспектом, усиливая его градостроительную роль. Один из первых примеров ансамблевого решения. Сто сорок четыре колонны выполнены из известняка, колонны в интерьере храма - из гранита. Силуэт каменного, на высоком барабане купола доминирует в обширном городском пространстве. Собор не только культовое здание - это памятник Отечественной войны 1812 г.

Здесь погребен М. И. Кутузов. Эту героическую тему поддерживают памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли перед собором (1837 г., ск. Б. И. Орловский, арх. В. П. Стасов). В соборный комплекс входят также изумительной красоты чугунная воронихинская ограда, отделяющая храм от территории Воспитательного дома, и гранитный фонтан (1809 г., арх. Ж.-Б. Тома де Томон) - образец архитектуры малых форм, перенесенный сюда в 1935 г. с Пулковского шоссе.

У соборной площади через канал Грибоедова переброшен третий по ширине мост города - Казанский. Он был создан по проекту военного инженера И. М. Голенищева-Кутузова (отца полководца) в 1766 г. и расширен в 1805 г. по проекту Л. Руска. Символично, что памятник полководцу стоит почти на берегу канала, проложенного по проекту его отца.

ДОМ В. В. ЭНГЕЛЬГАРДТА. Невский пр., 30. 1759-1761 гг., арх. Ф. Б. Растрелли; 1829 г., арх. П. П. Жако.
Памятник классицизма. Дом принадлежал отставному полковнику, обладателю огромного состояния В. В. Энгельгардту. Здесь часто бывал А. С. Пушкин, друживший с хозяином дома. Концертный зал (Малый зал Филармонии) отделан в стиле рококо. В здание встроен вестибюль станции метро "Гостиный двор". Дом этот - центр музыкальной жизни Петербурга. Здесь впервые прозвучали многие шедевры отечественной и мировой музыки, в начале XIX в. работало Филармоническое общество. В 1820-х гг. в доме находилась книжная лавка. Здесь происходили события драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад".

АНСАМБЛЬ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ СВ. ЕКАТЕРИНЫ. Невский пр., 32-34. 1739-1753 гг., арх. П. А. Трезини; 1763-1783 гг., арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди. 1894 г. (надстройка жилых домов).
Памятник переходного стиля от барокко к классицизму. Первоначальный замысел Трезини реализован лишь частично (жилые дома), а также в общей планировке ансамбля. Архитектор предложил строить храм в глубине участка, отступив от "красной" линии проспекта, и связать его с городской магистралью двумя симметричными трехэтажными домами. В 1893 г. оба здания были достроены до пяти этажей. В центре главного фасада костела - монументальный арочный портал, аналогичный знаменитой арке Новой Голландии. Фасад завершен парапетом со статуями евангелистов.

"СЕРЕБРЯНЫЕ РЯДЫ" И ГОРОДСКАЯ ДУМА. Невский пр., 31-33. 1784-1787 гг., арх. Д. Кваренги (торговое здание); 1799-1804 гг., арх. Д. Феррари (башня); 1848-1852 гг., арх. Я. Е. Ефимов, Л. Л. Бонштедт (перестройка здания Думы); 1914 г., надстройка. Своеобразный комплекс разностильных сооружений: классические "Серебряные ряды", часовая башня и здание Городской думы в эклектических формах.
Каменное здание "Серебряных рядов" с открытой аркадой возведено Д. Кваренги на месте существовавших деревянных лавок, где продавались изделия из серебра.
Часовая башня - заметная доминанта проспекта. Рядом стоит шестиколонный портик Руска, названный так по имени его автора - Л. Руска (1806 г.). Он отлично перекликается с фасадом Михайловского дворца - доминанты площади Искусств (бывшей Михайловской).

АНСАМБЛЬ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ СВ. ЕКАТЕРИНЫ. Невский пр., 40-42. 1771-1780 гг., арх. Ю. М. Фельтен (церковь); 1794-1798 гг., арх. Е. Т. Соколов (жилой дом № 40); 1771-1775 гг., арх. Ю. М. Фельтен; 1835-1837 гг., арх. А. И. Мельников (жилой дом № 42).
Памятник раннего классицизма, тип небольшой одноглавой церкви. Храм поставлен в глубине участка. Жилые дома выдержаны в строгих классических формах. Дом № 40 имел общий участок с домом № 13 на Итальянской улице, также построенным Е. Т. Соколовым и неоднократно перестроенным (в нем размещается Театр музыкальной комедии). В доме № 42 в 1854-1873 гг. жил Ф. И. Тютчев.

БОЛЬШОЙ ГОСТИНЫЙ ДВОР. Невский пр., 35. 1757-1785 гг., арх. Ф. Б. Растрелли, Ж.-Б. Валлен-Деламот.
Крупнейшее торговое здание города, занимающее целый квартал. Его образ определяют двухъярусные аркады общей длиной более 1 км. Выдающийся памятник раннего классицизма. В объем здания в 1967 г. встроена станция метро "Гостиный двор". Гостиный двор, появившийся в Петербурге, послужил образцом для подобных торговых помещений, строившихся в российской провинции.
Напротив, на улице Ломоносова (дом № 2), расположен Малый Гостиный двор (1790-е гг., арх. Д. Кваренги) - памятник строгого классицизма. Часть Малого Гостиного двора в конце XIX в. была перестроена, однако ритм аркад первого этажа сохранился.

СИБИРСКИЙ ТОРГОВЫЙ БАНК. Невский пр., 44. 1907-1910 гг., арх. Б. И. Гиршович.
Памятник капиталистического Петербурга, одно из зданий нового типа на проспекте, который называют улицей банков. В доме № 46 - Московский купеческий банк с несколько измельченным фасадом (1901-1902 гг., арх. Л. Н. Бенуа) и в доме № 48 - "Пассаж" - огромное торговое здание, которое в XIX в. было ещё и центром музыкально-театральной жизни (1846-1848 гг., арх. Р. А. Желязевич; 1900-1902 гг., арх. С. С. Козлов). Ныне со стороны Итальянской улицы (дом № 19) здесь находится Драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской. В целом эти три здания образуют новое звено Невского проспекта, изменившее его облик и масштаб.

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ (ПУБЛИЧНАЯ) БИБЛИОТЕКА.
Невский пр., 37. 1796-1801 гг., арх. Е. Т. Соколов (угловой корпус); 1828-1834 гг., арх. К. И. Росси, Л. Ф. Щедрин, ск. В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов и др. (основной корпус на пл. Островского); 1859-1862 гг., арх. В. И. Собольщиков; 1896-1901 гг., арх. Е. С. Ворошилов (корпус на углу пл. Островского и пер. Крылова).
Комплекс библиотечных зданий - важное звено ансамблевой системы, центром которой является Александрийский театр. Основные здания построены в стиле высокого классицизма, с торжественными, украшенными скульптурой фасадами. Изысканно строг и благороден угловой корпус библиотеки. Она стала одним из крупнейших культурных центров города и страны, связанных с деятельностью множества выдающихся людей России.

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР ИМ. А. С. ПУШКИНА. Пл. Островского. 1828-1832 гг., арх. К. Я. Росси, ск. В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов и др.
Необычайно гармоничный, праздничный, с торжественной колоннадой театр украшен квадригой Аполлона. Его фасад обращен в сторону Невского проспекта. Классические пропорции фасада подчеркиваются шестью коринфскими колоннами и статуями муз - Мельпомены и Терпсихоры,- установленными в боковых нишах.
Внутри здания обращает на себя внимание интерьер зрительного зала. В нем сохранились фрагменты первоначального архитектурного оформления.

Мастер высокого классицизма, поборник синтеза искусств, К. И. Росси создал целую систему улиц и площадей, ориентированных на Невский проспект, Садовую улицу и Фонтанку. Это площади Островского и Ломоносова с соединяющей их улицей Росси, улица Ломоносова, Торговый переулок. Во второй половине XIX - начале XX в. многое в замысле Росси было искажено новыми постройками.

На улице Росси (бывшей Театральной) были построены здания Дирекции театров (дом № 2) и Министерства народного просвещения (дом № 1), на площади Ломоносова (дом № 3) - здание Министерства внутренних дел (1828-1834 гг.). Все эти дома отличают компактность, безупречность пропорций, единство стиля. В сквере перед Александрийским театром установлен памятник Екатерине II - характерное произведение периода эклектики (1873 г., худ. М. О. Микешин, ск. А. М. Опекушин, М. А. Чижов, арх. Д. И. Гримм, В. А. Шретер).
Сквер на площади Ломоносова украсил памятник - бюст великого русского ученого (1892 г., ск. П. П. Забелло, арх. А. С. Лыткин, Н. Л. Бенуа).

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ. Невский пр., 39. 1741-1754 гг., арх. М. Г. Земцов, Г. Д. Дмитриев, Ф. Б. Растрелли, П. А. Трезини; 1778-1779 гг., арх. И. Е. Старов; XIX в., арх. Л. Руска, К. И. Росси и др. (интерьеры); 1936-1937 гг., арх. А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский (внутренняя реконструкция в связи с созданием Дворца пионеров); 1803-1805 гг., арх. Д. Кваренги; 1809-1811 гг., арх. Л. Руска и др. (здание "Кабинета" на углу Невского пр. и Фонтанки).

Выдающийся дворцовый комплекс в стиле строгого классицизма, сохранивший цельность и законченность облика, несмотря на многочисленные перестройки. По первоначальному замыслу дворец строился главным фасадом не к Невскому проспекту, а к Фонтанке. В центре парадного двора был вырыт бассейн прямоугольной формы, соединенный каналом с Фонтанкой. Когда в начале XIX в. на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки было выстроено служебное здание "Кабинета", оно закрыло вид с Фонтанки на главный фасад дворца.
Дворец в разное время принадлежал А. Г. Разумовскому, Г. А. Потемкину, казне; нынешнее название сохранилось за ним по месту расположения - у Аничкова моста.

Дворцовый сад с оградой создан по проекту архитекторов И. А. Иванова, А. А. Менеласа и К. И. Росси (1816-1820 гг.) в процессе реконструкции усадьбы, а в 1936-1937 гг. перепланирован. Два дворцовых павильона (1817-1818 гг., арх. К. И. Росси, ск. С. С. Пименов) превосходно связали дворцовый комплекс с ансамблем Александринского театра, в чем в полной мере проявился дпр Росси-градостроителя. Аничков дворец является одним из важнейших звеньев в панораме проспекта.

ДОМ СЕРЕБРЯНИКОВЫХ. Наб. реки Фонтанки, 35. 1800-е гг., арх. X. Г. Паулъсон.
В начале XIX в. жилой дом принадлежал купцам Серебряниковым, а в 1820 г. куплен в казну. Также принадлежал "Кабинету". По своему строгому облику, как и дом № 33, занимает подчиненное положение в ансамбле дворца. Образец строгого классицизма. Центр здания выделен четырьмя пилястрами и фронтоном (эта схема часто встречается в архитектуре русского классицизма), нижние этажи рустованы, над окнами третьего этажа расположены барельефы.

Посмотреть на карте Невский проспект, от Казанского собора до Аничкова дворца

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх