Торжественное открытие Военной галереи было приурочено к годовщине изгнания французов с русской земли. Оно состоялось 26 декабря 1827 года в присутствии всех генералов, офицеров и солдат, награжденных медалями 1812 года и за взятие Парижа. Об этом крупном событии, о впечатлении, произведенном галереей, писали тогда много. В своем стихотворении «Полководец» воспел ее Пушкин.
До замыслу Росси, в галерею должны были проходить через аванзал (на месте его сейчас находится Фельдмаршальский зал). Его строгие монументальные формы должны были создавать торжественный настрой перед посещением галереи. Но эта часть проекта Росси не получает реализации, так как в аванзал превращают белую галерею. По проекту Росси здесь на торцовых ее стенах помещены скульптурные композиции — статуи двух воинов на фоне знамен и русских гербов. Исполненные В. Демут-Малиновским и Н. Токаревым, они были установлены в 1830 году. Зал этот, получивший название Гербового, развивал тему героики русского народа и по своему идейному звучанию тесно связан с Галереей 1812 года.
Восстанавливая галерею после пожара Зимнего дворца В. Стасов в основном сохранил архитектуру Росси, но внес изменения, несколько нарушившие стройность композиции. Появилась решетка непосредственно над карнизом, отделившая проход, устроенный по верхнему ярусу. Уничтожены арки, удачно членившие вытянутый зал и усиливавшие его перспективный эффект. Свод был заново расписан Яковом и Василием Дадоновыми, а лепное убранство восстановили скульпторы А. Теребенев и Н. Устинов. Росси не привлекался к этой работе. Он был уже тогда в немилости, в отставке, ибо осмеливался не соглашаться с нелепыми распоряжениями начальства, отстаивать свои творческие предложения. И конечно, для него было большим ударом, что произведение, в которое он вложил всю душу, все свои патриотические чувства, поручили восстанавливать другому.
М. Тарановская