Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

История Имперского Петербурга

Дворцовая площадь во времена Анны Иоанновны

03.08.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Самый большой и красивый дворец Петербурга времен Анны Иоанновны

Императрица Анна Иоанновна, возвратившая царский двор из Москвы, избрала для своей резиденции пустовавший дворец бывшего с ней в родстве генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина — так называемый Адмиральский дом, возведенный по проекту Ж.-Б.-А. Леблона Ф. Васильевым в 1717–1723 годах.

Выбор Анны Иоанновны пал на него не случайно: в то время он был «самый большой и красивый во всем Петербурге, — писал камер-юнкер Ф. В. Берхгольц, — притом стоит на Большой Неве и имеет очень приятное расположение… Он (Апраксин. — Ф. Лурье) весь дом мебелировал великолепно и по последней моде, так что и король бы мог прилично жить в нем… Мы осматривали на берегу Невы великолепный ряд домов < …> из них дом Великого Адмирала лучший и самый роскошный во всем городе».

Реконструкция Зимнего дворца для Анны Иоанновны

Расширение дома и его реконструкцию под Зимний дом Анны Иоанновны путем поглощения соседних зданий и пристройки новых корпусов с парадными апартаментами в 1731–1736 годах осуществили Б.-К. и Ф.-Б. Растрелли. Подготовкой внутренних помещений Адмиральского дома под личные покои императрицы занимался Д. Трезини, после его смерти — отец и сын Растрелли. В 1734 году Ф.-Б. Растрелли соорудил во дворце трехъярусный придворный театр, «где комедиантское действие смотреть надлежит». Зимний дом Анны Иоанновны строился в спешке, не все удавалось хорошо продумать. Современники называли его Новым Зимним дворцом.


Растрелли, архитектор нового Зимнего дворца


«Архитектором дворца является итальянец Растрелли, — писал в 1735 году шведский ученый К.-Р. Берк, — приехавший в Россию в юном возрасте и, следовательно, мало поучившийся у добрых мастеров, но обладающий хорошей головой и стремлением к успеху. Он жалуется на русских, желающих иметь всякое здание готовым как можно скорее. Через считанные дни после приказа о создании чертежа он уже должен быть готов и обычно тут же утверждается, между тем как художник, пекущийся о собственной репутации, хочет ещё несколько раз просмотреть и улучшить свой первоначальный проект.

Сразу спрашивают, как скоро он может быть реализован. Если архитектор отвечает, что на это потребуется, скажем, шесть месяцев и двести работников ежедневно, то следует приказ собрать тысячу двести человек, с тем чтобы здание выстроить за месяц. Все делается в страшной спешке, принимаются за работу мастеровые — и худые, и умелые; быстро свозятся материалы, плохие они или хорошие; замки для дверей выпиливаются, когда ещё только закладывают фундаменты, и так далее. Архитектор должен наблюдать за всем этим и давать чертежи то тому, то другому чуть ли не одновременно. Посему его можно извинить, если не все окажется учтенным и исполненным».

Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх