Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Неосуществленные градостроительные проекты Петербурга

Проект соединения Дворцовой и Галерной набережной К. Росси

25.01.2011 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Проект этот не сохранился и известен лишь по пояснительной записке и смете зодчего. В ней говорится: «Размеры предлагаемого мною проекта превосходят принятые римлянами для своих сооружений. Неужели побоимся мы сравниться с ними в великолепии? Под этим словом следует понимать не обилие украшений, а величие форм, благородство пропорций, нерушимость. Этот памятник должен стать вечным...».

Далее он пишет: «...все прекрасные здания, существующие ныне на Дворцовой и Галерной набережных, как бы требуют, чтобы этот проект был осуществлен; из-за изрезанности берега Адмиралтейства прерывается сообщение между обеими набережными — достойными памятниками русской империи. Пусть сооружение этой набережной ознаменует эпоху, в которую мы восприняли систему древних, поскольку памятник этот должен превзойти все, что создали европейцы нашей эры...» . Как перекликаются слова Росси они с известными высказываниями Баженова о приоритете русских зодчих и высоком общественном значении архитектуры!

В те времена Адмиралтейство, сохранившее еще облик 30-х годов XVIII века, представляло собой утилитарное сооружение, где между двумя рядами П-образных открытых к Неве корпусов верфи проходили каналы для спуска судов. Постройку окружали рвы и земляные валы. Между Дворцовой и Петровской площадями набережная прерывалась.

Весьма примечательно, что именно Росси первым пытался решить проблему соединения этих двух центральных площадей и создать единую парадную набережную протяженностью около шестисот метров. По проекту, сооружение начиналось почти у Зимнего дворца и заканчивалось у Исаакиевского наплавного моста (то есть почти у здания Сената). Десять мощных гранитных арок пролетом более двадцати пяти метров с подъемными мостами для прохода кораблей перекинуты над каналами. Гранитные лестницы и пандусы ведут на мощную высокую эстакаду, которую зодчий также предполагал возвести из гранита. По мнению зодчего, «один только гранит может придать величавый характер», и потому этот материал «следует применять для всех построек, подвергающихся влиянию воздуха», «устои... должны состоять из больших глыб гранита, чтобы они могли своей массой противостоять действию времени...»

Три мраморные ростральные колонны, украшенные бронзированными скульптурами, возвышались на аркаде. Одна из них — в ознаменование побед, одержанных русским флотом, вторая — в честь основания Адмиралтейства Петром I, третья — в память закладки сооружения. Композицию дополняли двадцать гранитных сторожевых будок и сорок восемь фонарей с бронзированной арматурой.

Это широкий градостроительный подход к проектированию сооружений. Здесь мы уже видим проект для конкретного места с интересными планировочными и архитектурными предложениями по созданию ансамбля набережной. Вскоре А. Захаров приступает к реконструкции Адмиралтейства.

Грандиозный замысел Росси не был осуществлен. Но впоследствии подобные и еще более широкие градостроительные идеи его получили блестящее развитие и практическое воплощение в знаменитых ансамблях Петербурга, по размаху и художественной выразительности действительно превзошедших «все, что создали европейцы» XIX века.

М. Тарановская

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх