Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Неосуществленные градостроительные проекты Петербурга

Проекты металлических мостов И. Кулибина

10.11.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев

Кулибин сознавал, что столь грандиозную постройку, как мост, экономическн целесообразно осуществлять из металла. Он писал: «Но как деревянные материалы в таком огромном строении…на открытом воздухе… подвергают себя скорому согнитию, то… доказывается средство по примеру деревянного к построению моста нз железного металла».

Первый проект металлического моста через Неву И. Кулибина

Первый проект металлического моста представляет собой интерес с точки зрения новизны идеи, но при разработке её Кулибин пришел к другому решению. Он предложил перекрыть Неву тремя арочными пролетами с ездой понизу и сооружением у правого берега обводного канала с двумя подъемными деревянными мостами для пропуска мачтовых и военных судов. В качестве несущих элементов Кулибин предусматривал металлические решетчатые фермы арочного очертания с подвешенными к ним деревянными проезжими полотнами.
Неизвестная до того времени в мостостроении конструктивная схема явилась, новым словом в этой области. Не останавливаясь на конструктивных подробностях проекта Кулибина, отметим лишь, что подвесить полотна он мыслил системой взаимно перпендикулярных металлических стержней — подвесок. Этим автор, видимо, стремился придать висячей системе большую жесткость и противодействовать боковому качанию от ветрового напора.

Конструкция металлического моста И. Кулибина

В основу конструкции пролетного строения Кулибин положил решетчатую арочного очертания ферму, собранную из наклонно расположенных металлических брусьев квадратного сечения. Таких вертикально поставленных арок в каждом из 42-саженных пролетов (89,46 м) автор предусмотрел восемь, соединенных попарно, а в качестве поперечных связей он предполагал применить также решетчатые горизонтальные фермы.

Второй вариант металлического моста И. Кулибина

Второй вариант проекта металлического моста, составленный Кулибиным в 1809- 1811 гг., представлял собой четырехпролетное сооружение с ездой поверху и подъемным мостом в середине реки. Его речные пролетные строения (так же как и в первом варианте) решены решетчатыми арочными фермами аналогичной конструкции. Обращает на себя внимание, что основание береговых устоев он предполагал осуществить из деревянных свай, забитых вертикально и под углом, явно намереваясь создать конструкцию, противодействующую касательным усилиям, возникающим в опорах, распираемых арками. Заметим, что наклонные сваи в мостостроении XVIII и XIX вв. не применялись. Таким образом, идея этого нововведения принадлежит Кулибину.

Третий вариант металлического моста И. Кулибина

Третий вариант металлического моста, в основу которого были положены совершенно новые принципы, Кулибин, видимо, считал оптимальным, поскольку описание его фигурирует в письмах к влиятельным лицам, у которых автор искал содействия в осуществлении своих замыслов.
В этом варианте Кулибин вновь возвратился к трехпролетной схеме моста, но отказался от системы подвесок полотна к конструкциям, которые в предыдущих вариантах не подвергались пересмотру.
В третьем варианте отдельным частям моста автор придал следующие размеры: три пролетных строения по 63,9 м; два разводных пролета по 12,8 м; две средние речные опоры по 10,6 м; ближайшие к берегам - по 19,2 м. Общая длина моста — 276,9 м. На опорах, ближайших к берегам, Кулибин предусмотрел два двухэтажных объема для «жительства находящимся при мосте смотрителям с их подчиненными рабочими и людьми…»

В дневниковых записях Кулибин освещал вопросы конструирования и строительства металлических мостов. Разводные пролеты через обводные каналы для пропуска маглых военных судов он проектировал металлическими, раскрывающимися посредством механизмов из зубчатых и червячных передач, приводимых в действие энергией воды или паровыми машинами.
Сопряжение элементов решетчатых ферм Кулибин предполагал посредством винтов, для изготовления которых он разработал приспособления и даже составил проекты металлообрабатывающих станков, приводимых в действие водяными колесами, а в некоторых случаях — паровыми машинами.

Идее соединения берегов Невы постоянным мостом, которой Кулибин посвятил многие десятилетня упорного творческого труда, не суждено было осуществиться при его жизни.

Литература:

  • Ленинград. Историко-географический

атлас. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. М., 1981


  • М. С. Бунин. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга-Петрограда-Ленинграда, 1986
  • С. П. Луппов. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. М.-Л., 1957
  • К. М. Дмитриев. Мосты и набережные. Журнал «Архитектура Ленинграда», 1938


  • П. Н. Петров. История Санкт-Петербурга. СПб.
  • Рукописные материалы И. П. Кулибин. M.-Л., 1953
  • Г. К. Лукомский. Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы.
  • С. А. Цаплин. Висячие мосты.
  • П. В. Щусев. Мосты и их архитектура. М., 1953


  • Б. В. Якубовский. Проекты мостов И. П. Кулибина.
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









А. Бетанкур А. Брюллов А. Захаров А. Квасов А. Ринальди А. Штакеншнейдер Адмиралтейство ансамбль центральных площадей архитекторы Петербурга Биржа В. Бренна В. Ф. Бренна Васильевский остров вельможи Г.-И. Маттарнови государственные деятели России Д. Трезини Дворцовая площадь Екатерина II Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Зимний дворец К. Росси К. Тон Коломна Л. Шарлемань Летний сад Литейная часть мосты набережные Невский проспект неосуществленные проекты мостов Николай I О. Монферран основание Петербурга панорама Петербурга Петр I Великий Петроградская Петроградская сторона Российские императоры и императрицы С. Чевакинский Смольный и Пески Тома де Томон утраченные дворцы утраченные дома и особняки утраченные жилые дома утраченные мосты утраченные общественные здания утраченные святыни Ф.-Б. Растрелли художники Санкт-Петербурга Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх