Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Павловск

Архитекторы Павловского дворца

15.07.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Галерея Гонзаго

Галерея Гонзаго

Любимец Екатерины II, по ее словам «голова воспламеняющая», архитектор Чарльз Камерон в Павловске увидел возможность создать единый гармоничный ансамбль с дворцом, парком, парковыми павильонами. Видимо, на безлюдных берегах Славянки, на месте территории, которую он надеялся облагородить, Камерон увидел более благородную архитектурную задачу для себя, чем в Царском Селе. Здесь можно было продолжить когда-то начатое Растрелли, пытаясь найти гармонию между ушедшим барокко и воцарившимся в архитектуре классицизмом, столь дорогим его сердцу.

Создание Большого дворца Павловска

В 1782 году был заложен дворец, состоящий из трехэтажного главного корпуса и двух флигелей; низкие открытые колоннады служили переходами из главного корпуса в боковые. Над главным корпусом возвышался купол, который венчал собой центральный зал — Итальянский. Камерону удалось достичь редкой гармонии: пейзаж парка словно сливался с архитектурой. 


Архитекторы Павловска. Чарльз Камерон

Удивительно, как этот человек, за долгие годы пребывания в России так и не изучивший как следует русский язык, «прочитал русскую архитектурную речь» и каменные страницы архитектуры Древней Греции и Рима.
 Ч. Камерон и в парке создал немало прекрасных павильонов, удивительно логично и с тончайшим вкусом распланировал территорию, связав пейзаж с архитектурой, так что парк не просто окружает дворец — он проникает в него: 
в каждый зал, галерею, комнату. С парком связано все убранство дворца, любая вещь: часы, ваза, камин занимают свое определенное место. Во всем этом проявились вкус, интеллект, цельность мироощущения их создателя — Чарльза Камерона. 
Отношения зодчего и его царственных заказчиков были неровными. Как только умерла Екатерина II, Павел I немедленно распорядился об отставке Ч. Камерона.

Архитекторы Павловска. Винченцо Бренна

Все работы передали Винченцо Бренне, начинавшему свою карьеру как живописец. Это был тоже талантливый человек, но более покладистый, чем строптивый Ч. Камерон. 
Бренна превратил изящный загородный дворец наследника в резиденцию монарха: тяжеловесная роскошь пришла на смену камероновскои легкости, простоте, изяществу. Но надо отдать ему должное: он пристроил два боковых флигеля, придав дворцу форму подковы, тактично и осторожно надстроил старые флигели, создал великолепные и торжественные залы: Тронный, Кавалерский, Картинную галерею. 


Архитекторы Павловска. Андрей Воронихин

После пожара во дворце в 1803 году Андрей Воронихин внес немало нового в отделку помещений, восстановил Египетский вестибюль с 12 статуями, символизирующими месяцы года, Греческий и Итальянский залы. Главное, удивительно светлое и обаятельное архитектурное сооружение Воронихина во дворце — кабинет «Фонарик», застекленный снизу доверху, словно висящий в воздухе.
 


Архитекторы Павловска. Джакомо Кваренги

Джакомо Кваренги создал во дворце Пилястровый кабинет из искусственного мрамора, пристроил террасу к южному фасаду. 


Архитекторы Павловска. Пьетро Гонзаго

Живописец-декоратор Пьетро Гонзаго расписал полукруглую открытую галерею в нижнем этаже дворца, выходящую на сторону Славянки, этот уголок дворца в память о художнике стали называть галереей Гонзаго. 


Архитекторы Павловска. Карл Иванович Росси

В 1822 году над галереей Карл Иванович Росси осуществил свою самую важную в Павловске работу — создал библиотеку для императрицы Марии Федоровны. Огромные полуциркульные окна словно связали царство знаний — 
библиотеку — с вечностью и мудростью неба и земной красотой парка. Мебель из волнистой березы: шкафы, стулья, витрины, лесенки-банкетки — проектировал сам Росси. Это была не только библиотека, но и архив, домашний музей членов семьи Павла Петровича и Марии Федоровны.
 Существовала в библиотеке и маленькая хитрость: впервые попавший сюда человек не сумел бы найти выход, замаскированный под книжный шкаф. Только хозяева знали, где находятся дверцы с аккуратно приклеенными к ним корешками книг. 


Большой Павловский дворец в послевоенное время

Во время Великой Отечественной войны архив, часть книг, редкости (собрание монет, минералов, раковин) были спасены, но от мебели остались лишь эскизы и фотографии — помещение полностью сгорело.
В 60-е годы XX века начали воссоздавать чертежи мебели, в 80-е годы появился первый шкаф, потом — стулья, банкетки-лесенки.
Много мастеров, каждый со своим неповторимым «архитектурным почерком», работали в Павловске. Произошло редкое чудо: ни один не погрешил
 против общего стиля, они служили искусству, растворялись в нем. Каждый бережно относился к работе предшественников.
 Потомки должны быть благодарны всем им: В. Бренне, П. Гонзаго, А. Воронихину, К. Росси, Дж. Кваренги и в первую очередь — Чарльзу Камерону, создателю Павловского дворца и парка.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх