История Имперского Петербурга Дворцовая площадь во времена Анны Иоанновны 03.08.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Самый большой и красивый дворец Петербурга времен Анны ИоанновныИмператрица Анна Иоанновна, возвратившая царский двор из Москвы, избрала для своей резиденции пустовавший дворец бывшего с ней в родстве генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина — так называемый Адмиральский дом, возведенный по проекту Ж.-Б.-А. Леблона Ф. Васильевым в 1717–1723 годах. Выбор Анны Иоанновны пал на него не случайно: в то время он был «самый большой и красивый во всем Петербурге, — писал камер-юнкер Ф. В. Берхгольц, — притом стоит на Большой Неве и имеет очень приятное расположение… Он (Апраксин. — Ф. Лурье) весь дом мебелировал великолепно и по последней моде, так что и король бы мог прилично жить в нем… Мы осматривали на берегу Невы великолепный ряд домов < …> из них дом Великого Адмирала лучший и самый роскошный во всем городе». Реконструкция Зимнего дворца для Анны ИоанновныРасширение дома и его реконструкцию под Зимний дом Анны Иоанновны путем поглощения соседних зданий и пристройки новых корпусов с парадными апартаментами в 1731–1736 годах осуществили Б.-К. и Ф.-Б. Растрелли. Подготовкой внутренних помещений Адмиральского дома под личные покои императрицы занимался Д. Трезини, после его смерти — отец и сын Растрелли. В 1734 году Ф.-Б. Растрелли соорудил во дворце трехъярусный придворный театр, «где комедиантское действие смотреть надлежит». Зимний дом Анны Иоанновны строился в спешке, не все удавалось хорошо продумать. Современники называли его Новым Зимним дворцом. Растрелли, архитектор нового Зимнего дворца«Архитектором дворца является итальянец Растрелли, — писал в 1735 году шведский ученый К.-Р. Берк, — приехавший в Россию в юном возрасте и, следовательно, мало поучившийся у добрых мастеров, но обладающий хорошей головой и стремлением к успеху. Он жалуется на русских, желающих иметь всякое здание готовым как можно скорее. Через считанные дни после приказа о создании чертежа он уже должен быть готов и обычно тут же утверждается, между тем как художник, пекущийся о собственной репутации, хочет ещё несколько раз просмотреть и улучшить свой первоначальный проект. Сразу спрашивают, как скоро он может быть реализован. Если архитектор отвечает, что на это потребуется, скажем, шесть месяцев и двести работников ежедневно, то следует приказ собрать тысячу двести человек, с тем чтобы здание выстроить за месяц. Все делается в страшной спешке, принимаются за работу мастеровые — и худые, и умелые; быстро свозятся материалы, плохие они или хорошие; замки для дверей выпиливаются, когда ещё только закладывают фундаменты, и так далее. Архитектор должен наблюдать за всем этим и давать чертежи то тому, то другому чуть ли не одновременно. Посему его можно извинить, если не все окажется учтенным и исполненным». Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.
Рейтинг материала:
Tweet |
А. Бетанкур
А. Брюллов
А. Захаров
А. Квасов
А. Ринальди
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
ансамбль центральных площадей
архитекторы Петербурга
Биржа
В. Бренна
В. Ф. Бренна
Васильевский остров
вельможи
Г.-И. Маттарнови
государственные деятели России
Д. Трезини
Дворцовая площадь
Екатерина II
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Зимний дворец
К. Росси
К. Тон
Коломна
Л. Шарлемань
Летний сад
Литейная часть
мосты
набережные
Невский проспект
неосуществленные проекты мостов
Николай I
О. Монферран
основание Петербурга
панорама Петербурга
Петр I Великий
Петроградская
Петроградская сторона
Российские императоры и императрицы
С. Чевакинский
Смольный и Пески
Тома де Томон
утраченные дворцы
утраченные дома и особняки
утраченные жилые дома
утраченные мосты
утраченные общественные здания
утраченные святыни
Ф.-Б. Растрелли
художники Санкт-Петербурга
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|