История Имперского Петербурга История Смольного собора и прилегающих территорий 13.07.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Ансамбль Стрелки Васильевского острова, Дворцовая, Сенатская, Михайловская, Александринская площади, Марсово поле, Театральная улица, Невский проспект — видишь эти шедевры архитектуры, и хочется сказать, что нет ничего лучше во всей Вселенной… Но вот приближаешься к Смольному монастырю и останавливаешься потрясенный. Как же он красив, как пропорционален и гармоничен, как точно, как умело выбрано для него место на излучине Большой Невы! Комплекс сооружений, составляющих Смольный монастырь, очень хорош внутри каре из корпусов ещё и потому, что избежал поздних переделок, не считая достройки, длившейся до 1860-х годов и призванной завершить блистательный замысел великого Ф.-Б. Растрелли. Смены архитектурных стилей нередко сопровождаются вторжением новой плеяды зодчих в «устаревшие» постройки их учителей. Устаревший романский стиль подновляли элементами готики, готику крушили неистовые приверженцы Ренессанса, в уходивший Ренессанс вторгалось барокко. Ничего хорошего из этого не получалось, гибли памятники эпох. Последующие поколения скорбели о содеянном предшествующими и нередко следовали их примеру. Комплексу Смольного монастыря повезло. Смольный монастырь, первый женский монастырь в Петербурге, официально назывался Воскресенским Новодевичьим и фактически существовал с 1764 года до его закрытия в 1797 году. Елизавета Петровна заказала Ф.-Б. Растрелли проект монастыря-дворца. Дочь Петра Великого полагала, что наступит время, когда она сойдет с трона и удалится в монастырь. Но императрица скончалась до завершения строительных работ. Потом последовал дворцовый переворот — Петра III на троне сменила Екатерина II. Через два месяца после восшествия на престол императрица уволила обер-архитектора Ф.-Б. Растрелли на год — для лечения в Италии, а 24 октября 1763 года зодчий написал прошение об отставке «в рассуждении старости и слабого здоровья». Просьба зодчего тотчас была удовлетворена. Благодаря творчеству Растрелли, барокко в России достигло наивысшего расцвета. В середине XVIII века его начал вытеснять классицизм. Его верной поклонницей была императрица Екатерина II. Её стараниями произошла смена архитектурных плеяд. Растрелли прожил ещё восемь лет, многое было ему по силам, многое мог он сделать, но в Петербурге для него заказов не нашлось. Умнейшая, образованнейшая императрица Екатерина II не выносила барокко, поэтому монастырский комплекс долгое время оставался незавершенным, почти семьдесят лет стоял неоштукатуренным великолепный собор. Западную часть каре корпусов в 1832–1835 годах возвел В. П. Стасов, в эти же годы он закончил отделку внутренних помещений собора. В 1860-е годы П. И. Таманский изменил фасад западного корпуса, приблизив его к проекту, созданному Ф.-Б. Растрелли. Вслед за открытием в 1764 году Смольного монастыря часть его корпусов отдали Императорскому Воспитательному обществу благородных девиц (Смольному институту), созданному в 1764 году в соответствии с планом, разработанным И. И. Бецким по поручению Екатерины II. Это было самое привилегированное в России учебное заведение для девочек, оно находилось под покровительством Императорской фамилии. В Смольном институте обучались двести воспитанниц в возрасте от 6 до 18 лет. Смолянки получали превосходное образование, для чтения лекций приглашались самые достойные профессора. Монастырские помещения не удовлетворяли требованиям учебного заведения, поэтому в 1806–1808 годах Дж. Кваренги рядом с бывшим монастырем построил здание для института. Смолянки въехали в новые помещения, а освободившиеся монастырские кельи отдали Вдовьему дому. Указом Екатерины II в. 1765 году было образовано Мещанское отделение Смольного института благородных девиц, в 1842 году его переименовали в Александровское училище, а в 1891 году — в Александровский институт. Ещё в 1865 году училище полностью отделилось от Смольного института. В него принимали 240 девочек из мещан и обучали 12 лет. По окончании института их выдавали замуж или определяли на службу. Здание Мещанского отделения севернее Смольного монастыря в 1765–1777 годах возвел Ю. М. Фельтен. Оно столь своеобразно по композиции и не похоже на другие работы зодчего, что появилось предположение о причастности к его проекту В. И. Баженова. Рядом со Смольным монастырем, в глубине Шпалерной улицы, стоят стиснутые постройками второй половины XX века знаменитые Кикины палаты. Их сооружение в 1714 году предпринял адмиралтейств-советник А. В. Кикин, архитектор неизвестен. В 1718 году Кикин, содействовавший побегу царевича Алексея Петровича за границу, был казнен. В конфискованном доме разместили личную библиотеку Петра I и коллекции редкостей, а чуть позже — чиновников Академии наук. После завершения строительства здания Кунсткамеры дом ненадолго опустел, вскоре в нем обосновалась полковая канцелярия лейб-гвардии Конного полка. В течение почти двух с половиной столетий Кикины палаты подвергались переделкам, во время Великой Отечественной войны пострадали от обстрелов. После войны их восстановили, максимально приблизив к первоначальному виду. Построек, завершенных при Петре I, сохранилось чрезвычайно мало. Петропавловский собор, Кунсткамера, здание Двенадцати коллегий были закончены в царствование Анны Иоанновны. Петр I не только видел Кикины палаты, но и бывал в них, — этим они особенно ценны, таких зданий в городе почти не сохранилось. Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье. Посмотреть на карте Собор Смольного монастыряСм. также: Основные достопримечательности Петербурга: Смольный монастырь
Рейтинг материала:
Tweet |
А. Бетанкур
А. Брюллов
А. Захаров
А. Квасов
А. Ринальди
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
ансамбль центральных площадей
архитекторы Петербурга
Биржа
В. Бренна
В. Ф. Бренна
Васильевский остров
вельможи
Г.-И. Маттарнови
государственные деятели России
Д. Трезини
Дворцовая площадь
Екатерина II
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Зимний дворец
К. Росси
К. Тон
Коломна
Л. Шарлемань
Летний сад
Литейная часть
мосты
набережные
Невский проспект
неосуществленные проекты мостов
Николай I
О. Монферран
основание Петербурга
панорама Петербурга
Петр I Великий
Петроградская
Петроградская сторона
Российские императоры и императрицы
С. Чевакинский
Смольный и Пески
Тома де Томон
утраченные дворцы
утраченные дома и особняки
утраченные жилые дома
утраченные мосты
утраченные общественные здания
утраченные святыни
Ф.-Б. Растрелли
художники Санкт-Петербурга
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|