Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Академия художеств. Где кончается в здании академии Кокоринов и где начинается Деламот

12.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Что касается архитектурных форм академии, то проект главного фасада Деламота не был осуществлен полностью, и в натуре приставные колонны на крыльях, соединяющих центр с боковыми выступами, заменены пилястрами. Торцы боковых павильонов, сильно выступающие у Деламота и снабженные колоннами, в натуре также не существуют, и слабые ризалиты убраны пилястрами. Вернее всего, что Кокоринов воспользовался приемами блонделевского фасада, общая идея которого сохранена и сейчас, но Деламот решил его классичнее, придав зданию недостававшую ему торжественность. Система трех этажей — рустованного нижнего и объединенных одним ордером двух верхних — взята целиком у Блонделя, изменены только пропорции. Особенно близки окна среднего этажа. Главный фасад почти повторяет приемы, которые мы видим в других постройках Деламота, особенно в его Эрмитаже. В остальном академия мало напоминает его архитектуру, и всюду чувствуется другая, более примитивная рука. Не надо при этом забывать, что здание академии штукатурилось уже в самом конце XVIII века, а частью даже в начале XIX и много деталей могло быть внесено тогда.

Судя по сохранившейся модели, первоначально декоративная обработка наружных стен была не так проста, как теперь, и, очевидно, в эпоху строгого классицизма сочли нужным убрать и последние следы барочного духа, свойственного еще Кокоринову и Деламоту. В конце концов, за полной невозможностью точно определить, где кончается в здании академии Кокоринов и где начинается Деламот, приходится его приписать им обоим. За исключением главного фасада, только одна часть здесь несомненно принадлежит Деламоту — это вестибюль с его красивой расстановкой колонн. Доказательством его авторства служит подписной эскизный проект, хранящийся в библиотеке Академии художеств. Вестибюль и лестница выстроены уже Фельтеном, бывшим после Кокоринова директором, но постройка производилась целиком по деламотовскому проекту (Оленин А. И. Краткое историческое сведение). Еще одну часть можно с большим вероятием приписать ему — декоративную обработку круглого двора. Разбивка среднего фасада здесь очень напоминает прием декорировки купола в его проекте Егермейстерского корпуса.

И. Грабарь

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх