Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Александр Павлович Брюллов (1798—1877)

05.06.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Александр Павлович Брюллов, брат знаменитого живописца Карла Брюллова, родился 29 ноября 1798 года. В 1809 году, одиннадцати лет от роду, поступил в академию, в 1821-м окончил ее и поступил в комиссию по постройке Исаакиевского собора, но в тот же год вместе с братом отправился в заграничное путешествие. Он провел за границей более семи лет, до 1829 года. За эти годы успел побывать, поучиться и поработать во всей Европе: в Мюнхене, Риме, Неаполе, Сицилии, затем в Париже и, наконец, в Лондоне. Помимо изучения архитектуры Брюллов занимался за границей акварелью. Его акварельные портреты доставили ему большую славу, и неаполитанский король заказал ему целый ряд портретов его семьи; в Париже Брюллов, познакомившись с Энгельманом, увлекся и много занимался литографией. Он не оставил этих занятий и по возвращении в Россию. Так, на выставке Академии художеств в 1830 году он выставил портрет Лопухина, вызвавший всеобщий восторг.

Хорошо известны также его литографии с видами Петербурга. На другой год по возвращении из-за границы Брюллов получил заказ построить Михайловский театр (При постройке этого театра Брюллов не мог показать своей архитектуры, так как фасад здания театра, выходящий на Михайловскую площадь, должен был быть согласно Высочайше утвержденному проекту Росси таким, как и все дома, выходящие на площадь) и одновременно церковь в готическом стиле для графа Полье в Парголове и дом для графини Самойловой в Славянке.

В 1832 году Брюллову поручается постройка лютеранской церкви св. Петра и Павла на Невском проспекте. В этой работе Брюллов впервые выступил с протестом против классицизма. Он строил ее в каком-то полуроманском стиле, быть может навеянном ему лондонской готикой. Несколько позже Брюллов строит здание для Пулковской обсерватории, в котором, как и в лютеранской церкви, прежде всего видно желание уйти от классицизма и вместе с тем полная незрелость в ненайденном еще новом направлении. Это попытка соединить помпейские мотивы с ренессансом. Кстати вспомнить здесь, что в бытность свою в Неаполе Брюллов получил разрешение от короля, для которого он писал акварельные портреты, присутствовать при раскопках в Помпее.
Он сделал реставрацию помпейских терм, при нем открытых, и в 1826 году издал этот свой труд. Влияние Помпеи больше всего сказалось в его Экзерциргаузе (1840). Нежные детали, измельченные пропорции, излишняя деликатность в профилях и вообще отсутствие силы во всех архитектурных формах — несомненно влияние маленьких домиков Помпеи. Однако в этой постройке есть уже совершенно определенная нота, есть уже какой-то «брюлловскии стиль». Казалось бы, что он нашел самого себя и что, развивая себя в этом направлении, он создаст ценные вещи.

Игорь Грабарь

Теги:

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх