Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Архитектурные ансамбли Петербурга

Ансамбль площади Островского

25.11.2009 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Памятник Екатерине II перед Александринским театром

Памятник Екатерине II перед Александринским театром

Одной из характерных особенностей развития Петербурга ХVIII столетия явилось сосредоточение важнейших по своему значению и по масштабам архитектурных сооружений на берегах Невы и в ближайших к Неве кварталах. По мере удаления от центра (от Адмиралтейства и окружающих его зданий и площадей) характер городской настройки изменялся, теряя черты организованности и подчинения продуманному композиционному замыслу.

Это обстоятельство повлекло за собой необходимость реконструкции отдельных районом города, их коренной перепланировки и обогащения исторически сложившейся застройки новыми монументальными сооружениями.

Выдающаяся роль в решении этих градостроительных задач принадлежит архитектору К. И. Росси. Из выполненных им работ наибольший интерес представляет перепланировка усадьбы Аничкова дворца и прилегающей к ней территории между Невским проспектом н Чернышовым переулком (нынешней улицей Ломоносова).

В середине XVIII столетия усадьба Аничкова дворца занимала территорию от Фонтанки до Садовой улицы по Невскому проспекту.

В 1796–1801 годах на углу Невского проспекта и Садовой улицы архитектор Е. Т. Соколов возвел здание Публичной библиотеки.

В 1816–1818 годах К. И. Росси разработал проект создания новой большой городской площади между Аничковым дворцом и зданием Публичной библиотеки. Он предложил возвести на площади монументальное здание городского театра и связать его проездом с предмостной площадью на Фонтанке у Чернышева моста.



Проект был осуществлен в 1816–1818 годах частично: построены два симметричных павильона и сооружена ограда небольшого сада у Аничкова дворца. Эти работы имели важное значение: была зафиксирована восточная граница новой площади и подчеркнуто значение дворца в её ансамбле.

Разработка проекта оформления вновь созданной городской площади (ныне площади Островского) возобновилась в конце 1820-х годов. В апреле 1828 года получил одобрение новый проект Росси, предусматривавший работы по расширению Публичной библиотеки путем пристройки к существующему зданию нового корпуса, обращенного фасадом на площадь, по сооружению Александринского театра, застройке проезда от театра к Чернышову мосту тождественными по своей архитектуре монументальными зданиями и, наконец, по созданию полуциркульной в плане Чернышовой площади.

К 1834 году работы были в основном завершены.

Создание ансамбля двух площадей и соединяющей их Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) явилось крупной заслугой Росси. В ансамбль входят три сада: сквер перед зданием театра, сад Аничкова дворца и сквер на площади Ломоносова. Первый из них распланирован в конце 1860-х годов на месте существовавшего партерного сквера. В 1869–1873 годах здесь сооружен памятник Екатерине II.

Небольшой сквер на площади Ломоносова возник в 70-х годах XIX века. В центре его в 1892 году установлен бюст М. В. Ломоносова работы скульптора П. П. Забелло.



Росси не удалось довести до конца работы по строительству ансамбля. Ряд участков был застроен впоследствии такими зданиями, как дом архитектора Н. П. Васина па углу Толмазова переулка (ныне переулок Крылова), расположенное рядом с ним здание Городского кредитного общества, и другими, выпадающими по характеру архитектуры из ансамбля.

Несмотря на эти частичные искажения, ансамбль площади Островского остается одним из высших достижений русского градостроительного искусства.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх