Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Андреян Захаров

Ансамбль здания Кунсткамеры и бывшего дворца царевны Прасковьи Федоровны

21.03.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Академии наук в это время принадлежали здание Кунсткамеры и бывший дворец царевны Прасковьи Федоровны, построенные еще в петровское время, а также здание, сооруженное специально для Академии наук по проекту архитектора Д. Кваренги в 1780-х годах. Захаров задумал грандиозный ансамбль, в который перечисленные здания вошли бы составной частью. Достаточно ясное представление о его планировочном решении дают чертежи, хранящиеся ныне в Научно-исследовательском музее Академии художеств. А в фондах Государственного Эрмитажа находится замечательная акварель Ф. К. Неелова, изображающая, как бы выглядела набережная Стрелки Васильевского острова со стороны Невы, если бы проект Захарова был осуществлен.

В проекте объединенных зданий Академии наук Захаров нашел практическое решение застройки всей южной части Стрелки от здания Двенадцати коллегий до биржевого ансамбля Томона. Так как застройка набережной Стрелки в этой части не была однородной, архитектор решил существенно переделать фасады зданий Кунсткамеры и бывшего дворца Прасковьи Федоровны, сохранив внешний облик только здания Академии наук. В соответствии с ним предполагалось переделать фасад бывшего дворца, а архитектурный центр композиции — Кунсткамеру — выделить центрально-расположенным многоколонным портиком. Сохранив башню Кунсткамеры, архитектор хотел упростить ее сложные криволинейные очертания. В одном из вариантов Захаров предусмотрел в центре фасада криволинейный выступ с расстановкой колонн по кругу. Все три здания он объединил двухэтажными переходами. Не менее существенной предполагалась перепланировка, рассчитанная на ликвидацию мелких помещений и укрупнение масштаба интерьеров. Каждое из этих зданий лишалось самостоятельности, и они превращались во взаимосвязанные звенья общей сильно развитой композиции. Наиболее интересен вариант, в котором здание Кунсткамеры охватывает изогнутый по дуге корпус со спроектированным в нем анатомическим театром, перенесенным из здания Кунсткамеры. В месте расположения анатомического театра изогнутый по дуге корпус умело сопрягается с другим, определяющим границу площади перед зданием Двенадцати коллегий. С этой стороны в нижнем этаже значительно протяженного нового корпуса архитектор предусмотрел открытую галерею, тем самым согласовав свой ансамбль с зданием Двенадцати коллегий, имевшим подобную галерею до приспособления его под нужды университета.

Сохранились также чертежи с детальной проработкой отдельных частей ансамбля, свидетельствующие о том, что, добиваясь лучших пропорций отдельных помещений, Захаров не забывал об их функциональных особенностях.

По книге В. К. Шуйского «Андреян Захаров»

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх