Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Барельефы Федота Шубина

19.08.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Исследователи творчества Шубина отмечают, что некоторые его декоративные работы, особенно на отвлеченную аллегорическую тему, значительно слабее портретных бюстов.

И действительно, один из самых выдающихся ваятелей второй половины XVIII века Федот Шубин являлся прежде всего портретистом острой реалистической направленности. Но и барельефы Троицкого собора — свидетельство его профессионального мастерства. И хотя они несколько мелки по масштабу, композиция их лаконична, лепка отмечена ясностью и хорошо читается. В целом они придают собору несомненную выразительность.

Достопримечательности Санкт-Петербурга

На барельефе «Явление Аврааму трех ангелов» всего четыре фигуры. Под раскидистым дубом склоненная фигура библейского патриарха. Перед ним во весь рост фигуры трех юношей в длинных развевающихся одеждах, благословляющих старца В фигуре Авраама сквозит бесконечная покорность перед «высшими силами» — ангелами. Это сильные, стройные юноши. Спокойные, властные жесты их обращены к Аврааму. На фоне барельефа намек на место действия — стены каких-то строений. Столь же лаконична композиция барельефа «Встреча блудного сына». Два деревца, пилястры, намекающие на стены дома. Главное место в композиции занимает фигура отца, радостно ринувшегося навстречу подбежавшему сыну. Взоры их встретились, фигуры исполнены напряженного драматизма. С динамикой этой центральной группы контрастируют эпически-спокойные фигуры слуг.

Рельефные композиции, не столь частые среди работ Шубина, вносят дополнительный штрих в его творческую характеристику. Внимательное рассмотрение барельефов показывает, что даже в эти библейские сюжеты Шубин сумел внести жизненные элементы и драматическую напряженность. В ряду подобных работ скульпторов — современников Шубина они занимают достойное место и являются немаловажной страницей в истории русского монументального рельефа. Сохранение барельефов в декоре собора — результат труда советских реставраторов. В глубине портика над треугольным сандриком главного входа помещена декоративная композиция: фигуры крылатых слав, держащих орден Александра Невского, увенчанный дубовыми ветвями, перевязанными лентой. Неизвестный мастер, руководствуясь рисунком Старова, с большим искусством вырезал из дерева фигуры сидящих гениев, их перистые крылья, складчатые драпировки, детали ордена. В их сложных позах чувствуется стилистическое влияние барокко, но в трактовке тела и особенно лица и причесок явственно видно влияние античной скульптуры. Это слияние барочного и классицистического начал подтверждается датировкой — 1760-е годы. Украшение главного входа изображением ордена, связанного с именем Александра Невского, вносило в декор храма сугубо политический мотив, подчеркивая его значение как памятника в честь гражданина и воина, прославившегося служением отечеству.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх