Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Эллинизм. Михайлов-второй

06.07.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Андрей Алексеевич Михайлов-второй (род. в 1771 году, ум. в 1849-м) воспитывался в академии, в 1794 году был выпущен с большой золотой медалью, в 1799-м удостоен звания «назначенного», а в 1800-м — академика, одновременно с Томоном. К первым работам его относятся две больницы, построенные в Москве, в Сущеве (1804—1807). Одна из них — Мариинская больница — сохранилась без изменения до настоящего времени. Оба здания лишь проектированы им, а построены московским архитектором.

Они представляют из себя обширные здания с портиком ионического ордера, довольно скучны по пропорциям и лишены того нового характера, который присущ архитектуре александровского времени. Первая из петербургских его работ — здание Российской Академии, ныне Римско-католическая духовная академия в 1-й линии Васильевского острова, относится к 1802—1804 годам. Михайлов строил лишь центральный корпус, флигеля же с портиками, которые видны на старинных гравюрах, позже совершенно переделаны, были выстроены архитектором Стасовым в 1815 году, который мог изменить отчасти и главный корпус. Пропорции центрального корпуса не много прибавляют к славе Михайлова, и эту работу его, так же как и вышеназванные две московские вещи, надо считать малоудачными первыми опытами.

Лишь позже Михайлов дает вещи, достойные большого мастера. Приблизительно к 1817 году относится построенный им садовый корпус при Академии художеств «для особого рисовального класса и мастерских, сочиненный в древнейшем греческом вкусе». Он представляет из себя плод всеобщего увлечения дорикой. Михайлову вполне удается вселить дух древнего мира в новые формы. Если можно упрекнуть в некоторой неизысканности общую разбивку здания и пропорции окон, то нельзя отказать в мастерстве, с которым сочинен главный портик (В настоящее время это здание весьма испорчено перестройками).

Интересен прием ответа пилястрами колоннам: он его прерывает в средней части для того, чтобы входная дверь казалась более суровой на глади стены. Одновременно с этой работой, приблизительно в 1817 году, ему поручается устройство новой чугунной лестницы в здании Академии художеств. Он отлично разрешил эту всегда трудную задачу приспособления к существующим старым стенам, разбив их сухими ионическими пилястрами и поместив над карнизом по полю сомкнутого свода декоративные скульптуры, исполненные лучшими тогда скульпторами: Прокофьевым, Мартосом, Пименовым и Демут-Малиновским. Стенная роспись принадлежит Андрею Иванову, Шебуеву и Бессонову (по эскизу Егорова).

И в этой работе Михайлов, несмотря на ионический ордер, кажется нам типичным дориком благодаря сухости и строгости, с которою он трактует ионические пилястры, тяжелому архитраву и переходу к карнизу без фриза — для упрощения и утяжеления дорического антаблемента.

И. Грабарь

Теги:

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх