В отличие от пышных барочных форм Зимнего дворца и характерного высотного силуэта башни Адмиралтейства Росси завершил площадь плавно изгибающимся объемом единой высоты. Если для фасадов дворца характерна сложная пластическая проработка и насыщенность декоративными деталями, то фасады сооружения Росси строги, в них преобладают нерасчлененные поверхности, почти лишенные декоративного убранства. Все скульптурные элементы сосредоточены в центре. По бокам здание акцентируется лишь трехчетвертными колоннадами. И этот контраст оттеняет архитектурные достоинства обоих сооружений. Все три здания вместе зазвучали как гармоничный, художественно цельный ансамбль.
Композиция фасада гигантского сооружения Росси (самого протяженного тогда в Европе) проста, но найдена с поразительным мастерством. Оно построено всего лишь на трех осях — главной, проходящей через центр арки и дворца, и двух боковых, подчеркнутых портиками. Других акцентов на этом огромном фасаде нет.
Так просто и вместе с тем красиво скомпоновать фасад огромного, вытянутого по горизонтали здания невероятно трудно. Достаточно сказать, что во избежание монотонности строгий и величественный главный фасад Адмиралтейства скомпонован на семи осях при меньшей протяженности.
Росси достиг такого эффекта, сильно подчеркнув центр сооружения. Он акцентирован и плавной дугой здания, и мощной аркой прекрасных пропорций. С обеих сторон она усилена сдвоенными коринфскими колоннами и завершается ступенчатым аттиком, увенчанным колесницей Победы. Вся эта торжественная композиция, несколько выступающая из плоскости фасада и возвышающаяся над ним, с обеих сторон «поддерживается» еще девятиколонными коринфскими портиками.
По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»
Санкт-Петербург, 2014