Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Доменико Трезини

Интерьер Петропавловского собора

13.02.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Но в начале XVIII века светский характер интерьера Петропавловского собора должен был поражать современников: большие высокие окна делали помещения светлыми, иконы, без которых не мыслилась церковь на Руси, сменились картинами, далекими от процветавшего веками искусства иконописи.

Их религиозные сюжеты порой были трактованы в духе реалистической жанровой живописи. И в этом явственно ощущалась светская струя, пронизывавшая все виды и сферы искусства того времени. Между окнами и сейчас спускаются старинные трофейные знамена, придающие торжественность и триумфальность интерьеру. На память снова приходят дворцовые залы, которые также нередко украшали знаменами. Наконец, великолепный иконостас резного дерева, поражающий необычностью формы и блеском мастерства его создателей.

Иконостас в русских церквах развился из «алтарной преграды», отделяющей помещение церкви от алтаря. Постепенно увеличиваясь в высоту, эта своеобразная стена-перегородка стала местом, на котором помещали иконы. И если ранние иконостасы представляли собой расположенные ярусами подставки для икон — тябла, то с конца XVII века перемычки между иконами превратились в декоративные, украшенные листвой и гирляндами цветов витые колонки, искусно вырезанные из дерева.

Иконостас Петропавловского собора — одно из замечательных произведений русского искусства. Московский архитектор И. П. Зарудный получил заказ на его исполнение 7 декабря 1722 года, через год после победоносного завершения Северной войны. Он создал оригинальное произведение. Иконостас выполнен в виде триумфальных ворот.

Работа была тем труднее, что Зарудный создавал иконостас, живя в Москве и руководствуясь лишь необходимыми размерами, присланными ему Трезини. По рисункам Зарудного работали сорок шесть мастеров. Виртуозно вырезали они из липы витые колонки, листья, гирлянды цветов, драпировку и словно сплетенные из шелка тяжело свисающие кисти.

Опытный и талантливый архитектор не случайно выполнил иконостас в Петропавловском соборе в форме триумфальных ворот. Он тонко согласовал его с обликом гражданского памятника — триумфальных Петропавловских ворот крепости, и тем самым с очертаниями восточной стены собора, также вторящими облику ворот. Благодаря этому приему Петропавловский собор получил еще более яркое гражданственное звучание.

Декоративная восточная стена собора скрывает высокую крышу здания, первоначально она была традиционной для построек первой трети XVIII века — шатровой, с четырьмя скатами, двумя крутыми и двумя более пологими. И если мысленно «отбросить» купол и колокольню собора, перед нами предстанет постройка гражданского характера.

Стены собора расчленены высокими оконными проемами, между которыми чуть выступают за пределы стены лопатки: они подчеркивают ярусы колокольни и ребристый барабан купола. Небольшая позолоченная главка венчает купол; покоясь на удлиненном барабане, он словно вырастает из-за декоративной восточной стены собора. С запада он скрыт великолепной ярусной колокольней. Роль его в облике здания второстепенна.

По книге И. Лисаевич «Первый архитектор Петербурга»

Другие записи с тегом Д. Трезини

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх