Общее решение фасадов Мраморного дворца сдержанно. Однако пластика архитектурных элементов первого и верхних этажей контрастна. Если первый этаж оживлен лишь простыми наличниками окон, то для верхних этажей, особенно на главном фасаде, характерна значительно более усложненная и тонкая прорисовка архитектурных деталей.
Этот прием в полной мере отвечает художественному замыслу зодчего. Над массивным и строгим пьедесталом — первым этажом - цоколем — возвышаются два верхних, более легких, изысканных и нарядных этажа.
Интересно отметить близость характера архитектурных элементов Мраморного дворца и более ранних работ зодчего. Так, например, сандрик — карниз, выступающий над наличниками окон, с барочными завитками и замковым камнем над центральным окном главного фасада дворца — напоминает сандрики окон Китайского дворца в Ораниенбауме и окон дворца Чернышева на Мойке (проект). Два других полуциркульных окна этого фасада завершены сандриками, подобными тем, которые помещены над балконной дверью дворца Петра III в Ораниенбауме — одной из самых ранних построек Ринальди. Не менее интересным композиционным приемом в решении фасадов дворца нужно считать и принцип использования декоративной пластики — от круглой скульптуры до тончайших рельефов.
Над башней с часами, над колоннами и пилястрами фасадов дворца расположены восемьдесят шесть декоративных ваз. Их очертания заставляют вспомнить вазы, изображенные на проекте дворца Чернышева, и особенно вазы на павильоне Катальной горки в Ораниенбауме. Характер прорисовки архитектурных деталей, несколько усложненная конфигурация декоративных ваз, их орнаментика свидетельствуют о приверженности Ринальди к не забытым еще формам барокко. Все эти детали тонкими, но достаточно заметными нитями связывают произведения Ринальди, созданные в разное время.
По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»
Архитектура Санкт-Петербурга
Другие записи с тегом Антонио Ринальди