Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Между установками конструктивистов и классицистов меньше различий, чем это принято считать

30.11.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Конструктивисты и рационалисты решительно порывали с архитектурным наследием прошлого, хотя и признавали его ценность в историко-архитектурном плане и ценность некоторых принципов, заложенных в мировой архитектуре. Но они отвергли традиционную «архитектурную одежду» зданий — декор, скульптуру, ордер. Сооружения, спроектированные и построенные Весниными, Мельниковым, Голосовым, были разительно не похожи на привычные глазу здания.

Здесь господствовала геометрия: чистые плоскости стен были методически расчленены скупыми горизонталями прямоугольных ленточных окон и вертикалями каркаса, огромные стеклянные поверхности открывали внутренние пространства помещений, заставляя забыть о привычной охранительной толще стены.

Эта новизна казалась чуждой и странной архитекторам бывшей Академии художеств — мастерам, глубоко изучившим архитектурное наследие и со всей искренностью исповедовавшим ранее идеи ретроспективизма. Но революция, принятая ими безоговорочно, поставила и перед ними задачу поиска новых путей. «Каждый из нас хотел творить не так, как раньше, а как-то по-иному. Но это новое давалось с трудом»,— свидетельствовал И. А. Фомин.

Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru

Очевидно было одно: этим мастерам претили фетишизация техники, аскетичность и холодность внешнего облика конструктивистских произведений. Будущее архитектуры виделось в интерпретации художественных приемов, сложившихся в ходе истории человечества, применительно к тем социальным и техническим задачам, которые ставило новое время.

Но между установками конструктивистов и классицистов меньше различий, чем это принято считать. Обоим направлениям был свойствен прогрессивный подход к общим проблемам социалистического строительства. «Классическая» концепция отнюдь не означала пренебрежения к функционально-технической стороне архитектуры, «организация жизненного пространства», декларируемая новаторами как новое слово в архитектуре, всегда с большим мастерством разрешалась в творчестве классицистов. Им присуще было твердое ощущение конструкции и материала.

Однако следует напомнить, что в Академии, «блестящей выразительнице камня», всегда с недоверием относились к художественному потенциалу бетона и металла. В целом же понятие рациональной архитектуры в трактовке классицистов не противоречило «новому» взгляду на вещи — оно включало «целесообразную организацию» пространства, отвечающую функциям сооружения, характеру окружающей среды и свойствам материала и конструкции, при обязательном учете «законов ритма, гармонии и восприятия». Так была сформулирована позиция архитектурной школы Академии художеств во вступительной статье к сборнику студенческих работ по композиции 1929 года.

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх