Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Антонио Ринальди

Мраморный зал дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Остановимся несколько подробнее на двух залах дворца — Мраморном и Шубинском.

Мраморный зал, расположенный в северо-восточном выступе дворца, замыкал собою анфиладу парадных залов и жилых покоев, выходивших на Неву. К нему же примыкали помещения, ориентированные на парадный двор. Зал сохранился в реконструкции А. П. Брюллова. Он двусветный, занимает по высоте второй и третий этажи дворца и решен в два яруса. Стены обоих ярусов расчленены парными пилястрами коринфского ордера. В первом они поддерживают архитрав, над которым начинаются арки, во втором — довольно высокий антаблемент.

Над ним начинается сравнительно невысокая падуга перекрытия, в центре которого расположен эллиптической формы живописный плафон. Нижний ярус зала выполнен в естественном камне. Он явно классицистичен. В композицию верхнего яруса введен искусственный мрамор. В однообразно решенных орнаментальных композициях этого яруса очевидны сухость и скованность. Сплошь золоченые завитки рокайля плохо увязываются со строгим орнаментально-декоративным убранством нижнего яруса. Мраморный зал был реконструирован А. П. Брюлловым, как он сам считал, в характере рококо.

Что посмотреть и куда сходить в Санкт-Петербурге

Каков же первоначальный облик Мраморного зала?

На основании анализа графических и архивных материалов нами составлен эскизный проект реконструкции Мраморного зала. Прежде всего, зал Ринальди был односветным. Это суждение подтверждается и поэтажными планами дворца, сделанными до реконструкции Брюллова, и описаниями дворца, относящимися к концу XVIII века. Они свидетельствуют о том, что в третьем этаже над залом была квартира, а в самом дворце был лишь один двусветный зал. Это был Зал для игры в мяч, выходивший своими окнами на Мраморный переулок и в большой внутренний двор. Прием односветного зала характерен для Ринальди. Мы встречаемся с ним в парадных залах ораниенбаумских построек и в Гатчинском дворце, а также в проектах Тронного зала Зимнего дворца и Большого зала Екатерининского дворца в Москве.

В ряде своих парадных залов Ринальди применял ордерную систему. Имеется ордер и в Мраморном зале. Сравнительная схема ордеров, примененных Ринальди в своих парадных залах, позволила проследить свойственные их ордерным системам закономерности. Эти данные, анализ фиксационных чертежей перекрытия и падуги зала, исполненные в 30-х годах XIX века, и натурные исследования дают основание утверждать, что высота зала была равна шести метрам и завершался он высокой падугой с распалубками (врезанные с падугу сводчатые поверхности). Прием этот достаточно характерен для композиций Ринальди, о чем свидетельствует Овальный зал Китайского дворца и особенно проект Тронного зала Зимнего дворца. В центре перекрытия зала помещался и ныне находящийся здесь эллиптической формы живописный плафон «Торжество Венеры» работы С. Торелли. Но он располагался тогда на пять метров ниже, был лучше виден и воспринимался иначе.

По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»

Архитектура Санкт-Петербурга

Другие записи с тегом Антонио Ринальди

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх