Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Андрей Воронихин

Начало нового этапа развития Петербурга

30.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Разумеется, Петербург заслужил славу красивого города задолго до того дня, когда пушечный салют отметил столетие его существования. Ведь к тому времени были уже возведены Зимний, Мраморный и Таврический дворцы, невские берега украсились зданиями обеих Академий, а солнечные блики уже не один год играли на золоченых гранях шпилей Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Но зодчие XVIII века как правило, ограничивались рамками одного здания, еще не рассматривая его как часть городского ансамбля, и многие великолепные строения, подражая загородным усадьбам, отгораживались от улицы высокими оградами, прятали фасады в зелени садов.

Петербург быстро рос, увеличивалось его население, возрастало и значение города в жизни России и Европы. Городская территория нуждалась в рациональной организации. Первые шаги в этом направлении были сделаны уже давно, в 30-х годах XVIII века.

источник: www.ilovepetersburg.ru

В 1737 году правительственный указ возвестил об образовании «Комиссии о Санкт-Петербургском строении», которую возглавили русские градостроители П. М. Еропкин и И. К. Коробов. С размахом, удивившим современников, они разработали единую планировочную структуру Петербурга, четкую, ясную и очень удобную. От башни Адмиралтейства к городским окраинам устремились три прямых луча-проспекта. Их пересекли несколько кольцевых магистралей, в том числе и естественные водные пути — Мойка, Фонтанка и Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). В местах пересечения намеченных Комиссией улиц возникли просторные площади. Но трехлучевая система Еропкина и Коробова была только «скелетом», основой городского организма. Чтобы превратиться из схемы в живую реальность, ей нужно было обрасти «плотью» архитектурных ансамблей.

Время этому пришло лишь много лет спустя.

Начало нового, градостроительного этапа развития петербургской архитектуры связывают с фактом постройки трех крупных зданий города — Казанского собора, Адмиралтейства и Биржи — и с именами их создателей — архитекторов А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова и Тома де Томона. Возводившиеся почти одновременно, эти здания сыграли выдающуюся роль в формировании центральных ансамблей города.

Своеобразная архитектура Казанского собора во многом определила композицию главной магистрали Петербурга

Невского проспекта. Полностью перестроенное Захаровым здание Адмиралтейства своим торжественным фасадом (в центре которого по-прежнему возвышался золотой шпиль, возведенный по проекту Коробова) связало в единое целое пространства приневских площадей, куда влились лучи «невского трезубца». Наконец, Биржа стала звеном, соединившим архитектурные ансамбли обоих берегов Невы. Новые здания явились не только совершенными образцами русской классики эпохи ее расцвета, но и определили масштаб и архитектурную выразительность застройки всего центра Петербурга, завершенной уже после Отечественной войны 1812 года по проектам К. И. Росси, В. П. Стасова, А. А. Михайлова, А. П. Брюллова.

По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин»

по материалам www.ilovepetersburg.ru

Другие записи с тегом А. Воронихин

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх