Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Фомин

Ордер Дворца рабочих Нарвско-Петергофского района

11.12.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Участники конкурса завершили проектирование Дворца рабочих к концу 1919 года, в разгар гражданской войны. Думать о строительстве громадного здания тогда не приходилось, но конкурсные проекты Дворца вошли в историю советской архитектуры как первые попытки решения важной темы, отвечающей новому социальному заказу.

И. А. Фомин положил в основу плана Дворца рабочих классическую П-образную схему. Центром всей композиции стал большой митинговый зал, решенный Фоминым в форме амфитеатра, окруженного двухъярусной аркадой. Ступенчатое завершение зала, поднимаясь над всем зданием, усиливает впечатление силы, мощи, которое создается монументальными колоннадами, окружающими большую парадную площадь перед главным входом.

Эта площадь, предназначенная для проведения грандиозных митингов и манифестаций, трактуется Фоминым как неотъемлемая часть Дворца, его самый большой зал под открытым небом. Приглашающий характер пространственной композиции подчеркивается тем, что павильоны, которыми заканчиваются боковые корпуса здания, словно расступаются, формируя широкое устье площади.

lifestyle Санкт-Петербург

Ордер Дворца рабочих Нарвско-Петергофского района напоминает дорический ордер любимых Фоминым памятников античной архитектуры — Парфенона, пестумских храмов. Но по сравнению с античными прототипами фоминская дорика кажется еще более монументальной. Это достигается не только изменением пропорций, но и максимальным упрощением деталей, пластики самой колонны: ее вертикальные желобки-каннелюры укрупняются, а постепенное утонение кверху почти не ощущается. Такая модификация классических форм, по мысли Фомина, должна была способствовать возникновению новых художественных ассоциаций, помочь рождению нового архитектурного языка, выражающего суровую романтику революционной борьбы, непоколебимую уверенность пролетариата в конечной победе. Так в творчество мастера вошла тема, которую сам Фомин обозначил термином пролетарская классика, или красная дорика, и разработка которой позже завершилась созданием его теории реконструкции классики.

Примерами решения этой темы служат, по сути дела, все проекты общественных зданий и монументов, созданные И. А. Фоминым в первое послереволюционное десятилетие, в том числе и проект крематория. Расположить это сооружение предполагалось на территории Александро-Невской лавры. Проект, разработанный Фоминым, был удостоен первой премии. Здесь те же простые и монументальные формы, те же дорические колоннады, но в этом произведении главной становится скорбная тема, с особой силой звучащая в композиции двора — глубокого, прямоугольного в плане, окруженного со всех сторон мощными дорическими колоннами.

Своими работами Фомин убедительно доказывал возможность решать с помощью традиционных форм различные идейно-художественные задачи, что особенно важно именно для архитектуры общественных сооружений.

По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»

Другие записи с тегом И. Фомин

Экскурсии по Санкт-Петербургу

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх