Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Основание в С-Петербурге Академии художеств

27.06.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В ноябре 1757 года Шувалов вошел в Сенат с представлением о необходимости открыть в Петербурге Академию художеств. «Мы здесь художеств почти не имеем,— говорит Шувалов в этой замечательной записке,— ибо нет ни одного национальнаго искуснаго художника притчина та что молодые обучающиеся люди приступают к сему учению не имев никакого начала как в иностранных языках так и в основании некоторых наук необходимых к художествам и тем теряя одно время только одной практикой делают то что видят. Многие на большом иждивении содержащийся здесь искусные художники нетокмо кого выучили но ни порядочнаго начала дали извиняясь сами на неспособность учащихся».

Шувалов рекомендовал взять из Московского университета молодых людей, более склонных к художествам, чем к наукам, и перевести их в новую академию. 10 ноября 1757 года Сенат издал указ: «...означенную академию художеств здесь всанктпетербурге учредить» (Копия-вариант с подлинной записки, представленной Сенату (Архив Имп. Академии художеств, 1/1757 г.). В начале 1758 года на Васильевском острове нанят был дом, в котором поместили первых учеников, привезенных из Москвы, и академия стала функционировать, несмотря на то что из выписанных иностранцев приехал пока один только скульптор Жилле. К началу лета было уже тридцать восемь учеников и состоялся первый экзамен, но лишь с прибытием других профессоров постепенно наладилась жизнь в новом учебном заведении. Кроме скульптора здесь было уже несколько живописцев: Лелоррен, Моро и де Вельи.

Архитектора не было, а был лишь «каменный мастер» Валуа, преподававший ученикам начатки архитектуры. Осенью этого года Шувалов предложил Кокоринову место архитектора академических зданий (Указом от 13 октября 1758 года Кокоринов назначен из «унтер-архитекторов» в архитекторы академии (Архив Акалемии художеств, 22/1774 г.). Быстро возраставшее учреждение не могло вместить всех учеников, классы и мастерские в одном здании, и пришлось нанимать несколько соседних домов на набережных Невы, на углу Третьей и Четвертой линий.

Шувалов еще до открытия академии имел в виду постройку особого для нее здания и даже в самом начале 1756 года, когда предполагал учредить ее в Москве, поручил популярному в то время парижскому архитектору Блонделю-младшему составить для нее проект (Жак Франсуа Блондель славился своей архитектурной школой, открытой им в 1739 году и доставившей ему в 1756-м, как раз перед тем, как Шувалов к нему обратился, звание члена Парижской академии). Проект этот, хранящийся в библиотеке Академии художеств, может служить типичным образчиком начинавшегося во Франции поворота к более строгим формам и в то же время свидетельствует о том, что идея Блонделя несомненно отразилась на построенном позже здании академии, существующем и поныне.

Отправляясь от блонделевского проекта, Кокоринов приступил к разработке нового, гораздо более грандиозного плана, который бы отвечал изменившимся условиям и самостоятельному значению Петербургской академии (Первые шесть лет Академия художеств продолжала еще считаться «при Московском университете», хотя, в сущности, только номинально. С 1764 года, с утверждением нового положения о ней, она утратила всякую связьс Москвой).

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх