Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Дома, усадьбы, дачи и особняки Петербурга

Особняк А. Л. Франка

09.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Особняк А. Л. Франка

Особняк А. Л. Франка

ВО, 21-я линия, 8а

1898-1900 гг., В.В. Шауб
Автором проекта особняка выступил академик архитектуры Василий Шауб, наиболее активный строитель конца XIX – начала XX веков, один из первых представителей модерна Петербурга. Строительством особняка Франка на 21-ой линии ознаменован поворот архитектуры Петербурга от историзма к модерну.

Здание имеет Г-образную форму, используется асимметричность композиции. Внутренняя структура организована по принципу функциональной целесообразности. Зал практически слит со столовой, которая раскрыта во двор остекленным граненым выступом. Большие проемы прорезают внутреннюю стену парадной лестницы. В постройке намечается одна из ведущих в архитектуре модерна тенденция к перетеканию и интеграции пространств.

Новый стиль в доме Франка прежде всего заявляет о себе стремлением к ритмическому разнообразию фасадов, к свободному построению. В этом отношении особенно интересна боковая сторона здания, варьирование размеров и форм окон, проецирующих внутреннее содержание во внешнюю структуру. Свободолюбивые архитектурные приемы впервые появились именно за парадным фронтом застройки улиц, там, где архитектор в меньшей степени зависел от привычных правил.

Внутренняя обстановка и убранство особняка представляет собой логически законченный художественный ансамбль в традициях практически полностью утраченного раннего модерна. Богатство сплетающихся, змеистых линий, ритмичных растительных узоров, многоцветность керамики и стекла создавали приподнятую над повседневностью среду, насыщенную эмоциями. Даже ванная комната особняка имела до приторности наполненную декоративизмом отделку.

Одновременно при строительстве особняка получил воплощение метод стилизации формы. Витражи занимали основное место в убранстве интерьеров. Следует учесть, что основной вид деятельности владельца особняка - стекольное производство и декоративное остекление зданий. Окно столовой было украшено самым крупным витражом, изображающим женские фигуры, под сияющими лучами солнца собирающие плоды.

Северное стекольно-промышленное общество, принадлежавшее Максу и Адольфу Франкам, было создателем витражей. Хозяин особняка, имевший архитектурное образование и являвшийся совладельцем общества, вероятно, участвовал в оформлении интерьеров, желая видеть в своем доме новейшие образцы декоративного остекления.

osobnyk_franka_02.jpg

Центр витражного производства, принадлежавший Франкам, был крупнейшим в России и размещался на прилегающей территории (8 дом на 21-ой линии – 3 дом на 22-ой линии). Соседний участок в 1899-1900 годах использовался под строительство дома и мозаичной мастерской Фроловых. В непосредственном соседстве формировалась культура мозаики и витража петербургского модерна.

Виктория Владимирова

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх