Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Дома, усадьбы, дачи и особняки Петербурга

Особняк С. Н. Чаева

09.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
ул. Рентгена, 9

1906-1907 гг., В.П. Апышков
Военный инженер и архитектор, критик и теоретик Владимир Апышков создал свое первое значительное произведение для директора Товарищества борьбы с жилищной нуждой, инженера путей сообщения С. Н. Чаева, участвовавшего в строительстве Транссибирской железной дороги.

При проектировании особняка Чаева Апышков отталкивался во многом от произведений А. И. фон Гогена. Сходства этих сооружений – в четкой геометричности объемов, в динамике внутреннего пространства, которое раскрыто вовне через остекленный зимний сад. Гамма отделочных материалов также аналогична: гранитные блоки, синеватый фриз из плитки, светлый кирпич.

Однако Апышков, следуя принципам фон Гогена, разработал собственную объемно-планировочную структуру, в которой проявил смелость в сочленениях объемов, рациональной организации пространства внутреннего. В творении Апышкова прослеживается стремление композиционных движений к центру. Диагональная ось, связывающая все объемы, является их равнодействующей. Высокий холл служит пространственным ядром – своеобразный вертикальный стержень с нанизанной на него планировкой этажей. Все объемные формы здания кажутся всеченными, врезанными друг в друга; продолжение одной формы мыслится внутри другой. Апышкову удалось создать произведение, относящееся к вершине русского модерна. Кроме того, здесь предвосхищаются эстетические принципы и приемы, свойственные авангардной архитектуре двадцатых годов прошлого века.

Структурное решение особняка новаторское: введена динамичная диагональная ось, соединяющая последовательно увеличивающиеся цилиндрические объемы. В первый наружный цилиндр вмещены тамбур и узкая винтовая лестница. Внутренним цилиндром является многофункциональное трехъярусное помещение, которое связывает разные группы комнат и зоны особняка. Прием плана с круглым центральным холлом, освещенным сверху, есть результат требования владельца отказаться от темных и даже полутемных коридоров». На первом этаже в холле находилась приемная, на кольцеобразном балконе – картинная галерея, третий этаж занимала столовая для прислуги со световым фонарем и стеклянным полом посредине.

Со стороны двора особняк отличался четкой композицией форм. Снаружи зимний сад является полукруглым угловым объемом. Он воспринимается словно прозрачная цилиндрическая форма, соотнесенная со стороны с прямоугольными частями.

В убранстве особняка смешались черты модерна и классики. В декоре присутствуют мотивы венецианского сецессиона – женские маски в венках, густая растительная лепка. Первоначально фигура женщины словно спускалась с ризалита главного фасада, но впоследствии она исчезла.
Апышков объяснял выбор стилевого решения для гостиной соответствием мебели, имевшейся у владельца. Это свидетельствует о гибкости прозорливости нового стиля, допускающего примеси других стилевых мотивов.

С 1912 года владельцами особняка являлись поочередно разные люди: предприниматели П.Н. Летуновский, В.Н. Соловьев, М.Э. Верстат. В облике здания произошли некоторые изменения. Ф.И. Лидваль в 1914 году сделал со стороны двора невыразительную пристройку, нарушив тем самым четкость первоначальной композиции. В 1916 г. М.И. Рославлев более корректно добавил с западной стороны одноэтажный объем. Недавно нижняя часть окон зимнего сада была варварски заложена силикатным кирпичом. Занимаемое стоматологической поликлиникой здание доведено практически до аварийного состояния.

Виктория Владимирова

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх