Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Отделка и обстановка помещений Таврического дворца

12.06.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Классицизм, с его утверждением красоты гладкой поверхности стены, с его строгими и ясными формами - колоннами, пилястрами, различными тягами,— изменяет характер росписей и по-новому определяет их место. Роспись воспроизводит перспективные» эффекты, созданные зодчим в архитектурной композиции. Благодаря этому стирается грань между реальностью и живописной иллюзией, чем и достигается задуманный эффект.

Выше уже было отмечено, что арочный проем, отделяющий Купольный зал от Большой галереи, подчеркивает направление движения людей после входа во дворец, на наш взгляд, ясная и четкая композиция, объединяющая в единый узел всю цепь парадных интерьеров дворца, не нуждалась в иллюзорном раскрытии пространства «в глубину и в сторону». Мы не знаем, была ли эта роспись задумана Старовым. Известно только, что выполнена она Федором Даниловым. Думается, что гармоничная взаимосвязь внутрипространственного решения парадных залов дворца достигалась четкостью композиционного строя с использованием собственно архитектурных форм, без дополнительных, отвлекающих и тем как бы нарушающих архитектонику иллюзорных эффектов.

Санкт-Петербург

Изобретательностью, разиообразием и роскошью была отмечена отделка и обстановка и других помещений дворца.

Концертный зал (перестроенный сначала Волковым, а затем Руска в театр) отличался сложностью композиционного замысла. Значительный по площади, этот зал был равен Купольному. Именно в нем происходил парадный ужин в день знаменитого праздника в апреле 1791 года.

Концертный зал с северной и южной сторон имел полуциркульную форму и практически был круглым, Сложность же его виутрипростраиственного решения заключалась в несимметричности по отношению к поперечной оси, В северной части зала располагался амфитеатр, на верхней площадке которого возвышалась колоннада. Она и придавала этой стороне зала полуциркульиую форму. Южная часть зала была решена полуциркульной стеной, В этой части располагались хоры для оркестра. Разные радиусы полукружий и их различное архитектурно - пластическое решение придавали интерьеру редкое своеобразие. Зал был украшен перспективной живописью, выполненной художником Ф. Градицци. В декорировке зала архитектор использовал различные художественные приемы. Так, например, фриз колоннады с гирляндами и цветами исполнили из цветного стекла. О масштабах декоративного убранства зала можно судить по такой детали: только на хорах стояло семьдесят больших разноцветных урн — светильников.

Имелся во дворце Танцевальный зал, который одновременно служил и картинной галереей.

Потемкину было что показать гостям в своем собрании живописных полотен и других художественных ценностей. Уникальные гравюры украшали стены Диванной комнаты. Комната, предназначенная для бесед и отдыха, была решена в малиновых тонах — от отделки стен до обивки мебели. Ее главной достопримечательностью служил диван, располагавшийся в части комнаты, приподнятой на одну ступень и огороженной балюстрадой.

Немалый интерес представляла и Готлисовая комната. Ее украшали тканные на отвесной основе (en haute lisse) обои типа гобеленов.

Это разнообразие приемов и средств отделки — шелк и обои, гобелены и росписи — роднит интерьеры Таврического дворца — произведения строгого классицизма — с памятниками раннего классицизма 1760—1770-годов.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх