Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Андрей Воронихин

Отличие воронихинского портика от композиции из каржавинского альбома

22.11.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Портик это непременная часть всякого крупного церковного здания эпохи классицизма. Композиция колонных портиков в значительной степени канонична; основные элементы этой композиции повторяются во многих постройках. Но произведения больших мастеров всегда индивидуальны, имеют свой характер даже в тех их частях, построение которых продиктовано, казалось бы, незыблемыми канонами. Чем же это достигается? Секрет здесь заключается в композиционных особенностях, подчас трудно уловимых на первый взгляд. Эти особенности могут проявляться в характере взаимодействия части — какой является, например, портик — с целым, то есть со всем зданием. Они могут проявиться и в деталях — часто именно детали дают в руки мастера средства, позволяющие ему «выразить себя» так, как это не сделает никто другой. Так вот, именно детали воронихинского портика отличают его от той композиции, которая изображена в альбоме Ф. В. Каржавина.

Присмотримся к этим различиям. У Баженова горизонтальный карниз фронтона дан, согласно каноническим правилам, без венчающей части; аттик располагается в плоскости стены здания; в поле фронтона помещена статичная композиция с человеческими фигурами. Воронихин же дает во всех трех карнизах фронтона полный профиль; ломает плоскость аттика и выдвигает его вперед, нагружая колоннаду; в треугольнике фронтона помещает не группу фигур, а символическое изображение «всевидящего ока». И вместо строгого, классически спокойного портика из каржавинского альбома возникает полная движения, пластичная и насыщенная контрастами воронихинская композиция. Так частные детали меняют весь образ архитектурного сооружения. И все же нельзя полностью отбросить предположение о том, что баженовский проект Дома инвалидов, исполненный с «подражанием церкви святого Петра», мог быть в какой-то мере использован Воронихиным - ведь такого же «подражания» требовал и Павел I от строителя Казанского собора. Проверить это предположение, к сожалению, невозможно. Никаких следов проекта В. И. Баженова в России не сохранилось (за исключением, быть может, только единственного эскиза - «Паперти для храма» из альбома Ф. В. Каржавина); не дали результата и поиски, предпринятые в парижских архивах еще в начале нашего века по инициативе И. Э. Грабаря — художника и искусствоведа, составителя многотомной «Истории русского искусства». Можно только с уверенностью сказать одно: проект, выполненный за сорок лет до начала постройки Казанского собора пусть гениальным, но все же тогда еще молодым и недостаточно опытным зодчим, не мог дать Воронихину готового решения или хотя бы какой-то существенной его части; необходимость изменений, безусловно, диктовалась и прошедшими десятилетиями, и особенностями конкретного задания. А самый главный аргумент, свидетельствующий об оригинальности работы Воронихина, — это конечно сам Казанский собор, с его живой, многообразной архитектурой, лишенной даже следа какой-либо застылости, схематичности — черт, почти неизбежных при выполнении архитектурного сооружения по чужому проекту.

По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин»

Другие записи с тегом А. Воронихин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх